Макаренко
Консультация для родителей «Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье»
Уважаемые папы и мамы, мы хотим раскрыть перед вами значение дидактических игр в обучении и воспитании детей и подчеркнуть, что в таких играх у ребят развивается не только психические процессы: мышление, память, речь, произвольное внимание, но и такие важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинить свое поведение определенным правилам, и социальные чувства: как сопереживание, умение прийти на помощь, дружба и другие. Желательно, чтобы дети играли помимо детского сада -дома, в семье. Тем более подготовку детей к школе, помимо дошкольного учреждения, осуществляют и в условиях семьи. Важно, чтобы с этой целью использовались дидактические игры. Поэтому важно помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр в воспитании и обучении детей.
Публикация «Консультация для родителей „Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье“» размещена в разделах
Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения надо всегда находить время. Например, вы едите в машине 30 – 40мин., сколько игр можно вспомнить за это время: «Найди такую же», «Где это можно купить?», «Из чего сделано?» и т. д. Время проходит быстро, а самое главное, с большой пользой для обоих. И ребенок незаметно для себя учится думать, говорить, общаться.
Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок. Например, пока вы готовите обед, поиграть так : ребенок должен собрать в корзину предметы, сделанные из разных материалов. Мама загадывает загадку, о каком – либо из них, выделяя главный признак предмета – его качество. Ребенок находит этот предмет или наоборот: ребенок загадывает, а мама отгадывает. Эта игра не мешает матери готовить обед. Сколько полезных задач решено! Вы радуетесь, и незаметно для малыша многому его обучаете.
Также, по дороге в детский сад, или из детского сада, обратите внимание на красоту природы и поиграйте в такие игры : «Когда это бывает?», «Где, что растет?», «Чьи это детки?» и т. д.
Поиграйте с детьми в словесные игры (детям эти игры очень нравятся, которые проводятся не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе представлений: «Что подарили Наташе?», «Что бывает широкое (длинное, узкое, высокое, низкое?», «А что потом?»
Таким образом, у детей постоянно накапливаются качества логического мышления. И этому во многом способствуют дидактические игры.
Советуем Вам, родители, по чаще обращайте внимание и на отношение детей к игрушкам, которыми они в настоящее время хорошо обеспечиваются. Иногда ребят привлекает в игрушке ее новизна. Удовлетворяя просьбы своих детей, Вы приобретаете для забавы и развлечений все новые и новые игрушки. Воспитывать интерес к игрушкам можно с помощью дидактической игры : «Из чего и кем сделано?». Предложите ребенку разложить все игрушки на полу. Спросить у сына (дочки) – «Как ты думаешь, из чего они сделаны, из какого материала?». Если ребенок затрудняется отвечать, то надо ему помочь. Рассказать, как много людей трудилось, чтобы сделать такую машину, робота и т. д. Предложить ему игру, например: «Деревянные игрушки – справа, мягкие – слева, металлические – перед собой.
В ходе игры у ребенка развивается внимание, наблюдательность, сосредоточенность, закрепляются знания о качестве игрушек, желание играть с ними, формируется бережное отношение к ним. А также понимание, что с игрушками можно играть по - разному.
Руководство дидактическими играми детей в семье.
Родителям, слишком возбудимым, подвижным детям советуем чаще предлагать настольно-печатные игры, такие, как «Лото», «Мозаика», Разрезные картинки», «Кубики» и т. д. Детям с замедленной реакцией на слово следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа, решения игровой задачи, например: «Кто быстрее назовет?», «Скажи наоборот», «Добавь слово» и др.
В играх с малышами важно решать задачи воспитания сенсорной культуры. Для этого можно использовать в играх овощи, фрукты, ягоды («Угадай на вкус», семена кустарников, деревья («Чьи это детки?», предметы обихода («Покажи, о чем я скажу», игрушки. Родителям более старшего возраста чаще надо использовать предметы, отличающиеся друг от друга по материалу, из которого они сделаны. Это поможет учить ребят группировать предметы по различным признакам: находить в комнате металлические, керамические, пластмассовые, деревянные, тканевые предметы. Полезно включать в игру элементы соревнования – кто больше найдет, заметит предметов определенного качества.
Также можно использовать с детьми словесные дидактические игры. Они хороши тем, что не требуют особых усилий для их проведения, надо лишь приобрести сборник таких игр, в нем можно выбрать любую игру в соответствии с обстоятельствами: местом игры, количеством участников, их индивидуальными особенностями.
Для того чтобы организовать с ребенком игру с определенной познавательной задачей, определенными правилами и действиями, полезно подсказать ребенку содержание, основанное на имеющихся у него знаниях об окружающей жизни или о литературных героях. Например, ваши дети знают многие мультипликационные фильмы, художественные произведения детских писателей. Вы, можете поиграть с детьми в игру «Отгадай, откуда этот герой» или провести викторину по сказкам, в которой в двух – трех предложениях дети рассказывают о названии сказки, ее героях.
Совет родителям!
по изготовлению некоторых настольно - печатных игр дома, в семье, привлекать к этому детей.
Советуем Вам сделать хотя бы одну игру совместно с ребенком. Да, сейчас в магазинах много разнообразных, красочных настольно – печатных игр, но сделанные своими руками, да еще вместе с папой, мамой это дороже всего.
Например: игра – «Собери картинку», делается просто. На плотную бумагу или картон наклеивается картина, затем разрезается на части (6, 8 частей). Чтобы интерес ребенка к игре не пропадал, можно ввести элемент соревнования: кто быстрее соберет картинку. Выполнять задание надо по сигналу и победителей поощрить.
Уважаемые родители, играя вместе с детьми или делая поделку, Вы ближе узнаете ребят, их возможность, интересы и с помощью игр формировать личностные качества, способности.
Например, для игры, в которой требуется описание картинки, можно сделать большой круг, желательно из твердого картона, в центре прикрепить вращающуюся стрелку, а по краям круга сделать карманы для картинок. Диаметр круга – 50 см, размер карточки – 9x9 см. Карточки изготовить из плотной бумаги или картона. Содержание карточек разнообразное: труд взрослых, спорт, животные, растения, времена года.
Как организовать такую игру?
Дети садятся вокруг стола. Считалочкой выбирают водящего. Он поворачивает стрелочку так, чтобы она остановилась против какой – либо картинки. Тот, кто сидит ближе к этой картинки или напротив ее, рассказывает, что на ней изображено. Вынув из кармана картинку, ребенок внимательно ее рассматривает, а затем рассказывает. Если рассказ получился интересным, ребенок становится водящим. И так игра продолжается.
Для сбора картинок нужно завести папку, куда и взрослые и дети будут складывать интересные, яркие иллюстрации, картинки, содержание которых будет полезным в познавательной работе с детьми.
Для поддержания у ребенка положительного настроя необходимо пребывание его среди других детей. И здесь важно, чтобы родители помогли своему ребенку заиметь друзей, хороших товарищей. В этом большую помощь окажут дидактические игры, организуемые для совместного проведения детьми. Продуманное содержание ее, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать всестороннему, гармоничному воспитанию социально активной личностями детей дошкольного возраста.