Екатерина Александровна В
Консультация для родителей «Мелкая моторика у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развиваем мелкую моторику у детей 4-5 лет»
Исследователи в области нейробиологии и психологии давно подтвердили взаимосвязь между координацией рук и развитием речи у детей. Дети с хорошо развитыми мелкими движениями рук обладают более развитым мозгом, в частности, той его частью, которая управляет речевыми процессами. Другими словами, чем более гибкими и ловкими являются пальцы ребенка, тем легче ему будет осваивать речь.
Публикация «Консультация для родителей „Мелкая моторика у детей“» размещена в разделах
В связи с этим, критично уделять внимание развитию мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. Однако, простое выполнение упражнений может быть утомительным для ребенка – поэтому важно превратить эти упражнения в занимательные и эффективные игры.
Мелкая моторика рук включает в себя разнообразные движения пальцами и ладонями, в то время как крупная моторика рук – это действия, связанные с движением всей рукой и телом.
Вместе с развитием мелкой моторики улучшается память, концентрация внимания и словарный запас вашего ребенка. Но даже если у ребенка нормальное развитие речи, это не гарантирует, что он легко справляется с манипуляциями руками. Если в 4-5 лет он испытывает трудности с завязыванием шнурков и не может сделать из пластилина ничего, кроме шариков и колбасок, а в 6 лет пришивание настоящей пуговицы кажется невозможной и опасной задачей, то ваш ребенок не исключение. Важно понимать, что чтобы заинтересовать малыша и помочь ему освоить новые навыки, нужно превратить обучение в игру, не останавливаться перед сложностями, поощрять его усилия. К сожалению, многие родители узнают о проблемах с мелкой моторикой только перед поступлением в школу. Это приводит к повышенной нагрузке на ребенка: помимо усвоения новой информации, ему приходится учиться держать карандаш в пальцах. Что делать, если вы заметили недостаточное развитие тонкой моторики? Во-первых, нужно быть терпеливым и постепенно исправлять ситуацию шаг за шагом. Во-вторых, занятия развитием рук должны проводиться не случайно, а систематически, ежедневно. В последнее время этому уделяется особое внимание, создаются целые программы и пособия.
Можно упростить все до мелочей!
Например:
- Мять тесто, глину, пластилин между пальцами, лепить что-то.
- Нанизывать бусины, пуговицы на нитку.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
- Резать ножницами (предпочтительно небольшими)
- Складывать бумагу (делать "оригами", шить, вышивать, вязать.
- Рисовать узоры в клетчатой тетради.
- Играть с домашними предметами, требующими ловкости пальцев (кольца, перекладины).
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном ритме.
- Прокатывать пальцами по очереди мелкие бусины, камешки, шарики.
- Проводить пальчиковую гимнастику.
Можно использовать обычные детские занятия. Наблюдайте, как ребенок моет и вытирает руки.
Обучите его тщательно мыть каждый пальчик, а затем также тщательно вытирать их полотенцем, делая массаж каждой фаланги.
Если у вас есть дача и огород, позвольте ребенку помочь собрать ягоды.
Когда готовите, дайте ребенку лепить пельмени вместе с вами — это будет полезно.
Очень важно научиться вдевать нить в иголку — попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая крошечная, а нить такая непослушная!
Развитие тонкой моторики рук – это важный аспект воспитания ребенка. Существует множество интересных игр и упражнений, которые способствуют этому процессу. Возможно, вы уже знакомы с такими радостями детства, как создание теневых фигур на стенах, когда пальцы превращаются в собак, зайцев и оленей. Или же запомните простую игру с предметами под салфеткой, где ребенок должен угадать их форму и размеры, не глядя.
Ключевым является обучение ребенка аккуратности в своих действиях. Если он не сразу овладевает мастерством, важно не переучивать его и не быть слишком требовательным. Напротив, необходимо постоянно поддерживать и внушать уверенность в том, что он способен достичь успеха, если постараться.
Руки – это сложный инструмент, требующий длительного обучения. Упражнения, включающие мозаики, паззлы, аппликации, рисование карандашами, мелками и даже красками пальцами, а также вырезание из бумаги, являются полезными для развития тонкой моторики. В целом, любые задачи, требующие внимания и работы рук, способствуют улучшению точности и мастерству рук ребенка.