Ольга Мастьянова
Консультация для родителей «Материнская любовь»
▼ Скачать + Заказать документы
Если забота матери в период младенчества была «правильная», то у ребенка формируется ощущение безопасности и базовое доверие к миру. Это значит, что он, став уже взрослым, больше будет доверять себе, окружающему миру, а значит легче адаптироваться в отношениях с другими людьми и в различных жизненных обстоятельствах.
Что же является главным в этот период для воспитания уверенного в себе, смелого, решительного, активного ребенка, умеющего опираться на себя и принимать правильные для себя решения? Я уверена, что все мамы прилагают массу усилий в воспитать такого ребенка. Ошибки чаще бывают не от отсутствия старания, а от незнания.
Темочки:
Младенчество
Как показывают последние исследования психоаналитиков, именно в период младенчества закладываются основы отношения к миру, себе, другим. Будет ли ребенок доверять миру и себе; сможет ли он опираться в этом мире на себя и других; будет ли закрыт, холоден, отстранен или открыт, общителен и расположен строить теплые дружелюбные отношения.
В свой первый год жизни ребенок беспомощен, полностью опирается на родительскую опеку, его выживание и развитие зависит от того, насколько хорошо позаботятся о нем взрослые. Поэтому многое зависит от того, какие отношения складываются между матерью и ребенком с самого рождения, с первых дней жизни ребенка.
Особенности взаимодействия в младенчестве
В младенчестве родительская любовь имеет чувственный элемент и выражается в физическом уходе при осуществлении телесного контакта и заботы. Основная задача матери в этот период открыть свою чувствительность навстречу потребностям ребенка.
Поддерживать с ним настолько тесную эмоционально-психологическую связь, чтобы суметь правильно угадывать состояние и потребности ребенка и предугадывать лучшие способы удовлетворения этих потребностей. В психотерапии это называется эмпатическое вчувствование.
Тесная физическая, эмоциональная, чувственная связь необходима для ребенка в период младенчества. Она является живительной силой для его выживания и развития.
Равнодушие взрослых в этот период – самый опасный враг для ребенка, это грозит остановкой в развитии, иногда даже остановкой жизни. Это же может происходить даже в тех случаях, когда у матери, случается послеродовая депрессия и никто не заменяет ее в отношениях с ребенком.
Даже недостаточно внимательная мать или неудовлетворительные, фрустрирующие для ребенка отношения лучше, чем их отсутствие.
Знакомство с собой и миром через взаимодействие с матерью
Основное общение, основной диалог между матерью и ребенком в этот период строится через прикосновения, уход, голос матери, его интонации. Во всем этом ребенок чувствует отношение матери к нему, ее любовь, нежность, заботу, а также и раздражение, усталость, грусть, неудовлетворенность и другие эмоции.
И это нормально, что ребенок познает всю полноту эмоций близкого человека. Так он познает мир, знакомится с матерью и с собой, чувствует отношение матери к нему и впитывает это отношение в себя. Чем внимательнее и заботливее мать к нему, тем лучше ребенок будет относиться сам к себе и, как следствие, к другим.
Благодаря этой связи с матерью, через контакт с ней, ребенок начинает чувствовать и понимать себя, свое тело, свои границы. Он также начинает понимать, чувствовать про отношения в семейной системе и свое место в ней.
От чего ребенок может стать закрытым?
Забота и внимание должны быть адекватны потребностям ребенка, то есть не больше и не меньше, чем это необходимо ребенку на каждом этапе его взросления.
Гиперопека и гиперстимуляция вредны для ребенка. Ребенок это чувствует как агрессивное нападение и чтобы защититься от он вынужден прятаться, уходить внутрь себя.
Внутренний мир ребенка становится его убежищем от интенсивности, навязчивости и неприятных столкновений с более сильным взрослым. Если мать дает больше опеки и заботы, чем ему необходимо, это может привести к формированию апатичного, отчужденного и закрытого характера ребенка.
Зрелое взросление
По мере взросления ребенка интенсивная эмоционально-психологическая, телесная включенность матери будет сокращаться до меньших пропорций. Она выполнит свою задачу наделить ребенка элементарным чувством безопасности.
Тесная связь между матерью и ребенком постепенно ослабевает. У матери освобождается энергия и время для пробуждения интереса к другим аспектом в своей жизни и к другим отношениям.
Позже, в период 6-8 лет и период юности, родители оказывают ребенку поддержку и побуждают думать, чувствовать и действовать самостоятельно, исследовать, экспериментировать, идти на риск, использовать и развивать собственные возможности, и ему помогают «быть собой».
Это, в конечном счете, приводит к замене ранних чувственных телесных связей, к зрелыми отношениями взаимного уважения, равенства и дружеской привязанности. Родители продолжают оказывать ребенку поддержку в его развитии как отдельной и независимой личности.
Повзрослевший ребенок сможет перенести свой телесный чувственный отклик на другого, и без тревоги или вины вступить в связь с партнером вне круга семьи, также формировать другие важные личные связи. Он становится способен далее развивать активную и спонтанную личность, свободную от тормозящих страхов.