Валяс Мария Олеговна
Консультация для родителей «Дети плохо едят: в чем причина и что делать»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети плохо едят : в чем причина и что делать.
С. В. Маркина, воспитатель
Одной из неожиданных проблем современного детского сада стала сложность с приемом пищи у значительного количества детей.
Публикация «Консультация для родителей „Дети плохо едят: в чем причина и что делать“» размещена в разделах
Почти в каждой группе, особенно среди детей раннего возраста, есть воспитанники, которые равнодушны или негативно относятся к еде, демонстрируют избирательность и отсутствие аппетита. Вместе с тем они имеют нормативный вес, проявляют активность и включены в жизнь детского сообщества. Факторов, которые влияют на изменение пищевого поведения, много. Если в раннем возрасте ребенок питался преимущественно баночной едой, у него фиксируется общий вкус смешанных между собой продуктов в специфической обработке. И когда в детском саду ребенку предлагают отдельные продукты, эти вкусы оказываются чужими. Если в рационе ребенка не было разнообразия «чистых» вкусов, то в дальнейшем он предпочитает ограниченный набор продуктов.
Нахождение и развитие ребёнка в культурной среде, одержимой похудением, играет негативную роль. Ограничения в еде и низкокалорийные диеты опасны для физического и психического здоровья ребенка и могут привести к нарушению деятельности мозга.
В норме головной мозг регулирует обмен веществ и расходование энергии, если ребенок садится за стол проголодавшимся и заканчивает есть, насытившись, а неограниченные возможности физической активности закрепляют баланс. Исключение составляет ситуация, когда в доме есть много нездоровой пищи.
Жесткие ограничения в еде, обсуждение питания как проблемы, негативное отношение к внешнему виду ребенка ведут:
• к формированию неадекватного образа тела (особенно у девочек);
• негативной самооценке и непринятию себя;
• нарушениям мозговой регуляции пищевого поведения;
• эмоциональным расстройствам.
Многолетние исследования доказали, что дети, которых сажали на диету или подвергали насмешкам в детстве, в подростковом возрасте демонстрировали серьезные нарушения пищевого поведения, в несколько раз чаще страдали ожирением или анорексией (нервным расстройством, проявляющемся в патологической худобе и отказе от питания).
Существуют критерии оценки негативного и позитивного характера пищевого поведения ребенка. На их основании следует принимать решение о необходимости профилактической или коррекционной психологической помощи.
Критерии оценки нормативности пищевого поведения:
• отсутствует дефицит веса и роста;
• ребенок физически активен, подвижен;
• не нарушен режим сна и бодрствования;
• показатели психического развития, включая познавательное развитие, соответствуют возрастной норме;
• ребенок проявляет положительный эмоциональный фон, отсутствуют симптомы эмоциональных нарушений;
• ребенок общается со взрослыми и стремится к совместной деятельности.
Оценивать проблему с едой необходимо применительно к каждому конкретному ребенку: хватает ли ему той энергии, которую он получает. Ведь у каждого своя интенсивность обмена веществ и свои потребности в еде.
Существует пять принципов формирования здорового отношения к еде
1. Создавать условия для комфортного общения во время еды, поддерживать атмосферу доброжелательности.
2. Формировать у ребенка умение получать естественное удовольствие от еды.
3. Включать в рацион разные продукты, предпочтительно не в смешанных вариантах и различающихся по структуре и способам обработки.
4. Поддерживать позитивную самооценку, никогда не устанавливать негативную связь между едой и внешностью ребенка, не подвергать сомнениям его положительные представления о своей внешности.
5. Не допускать критические комментарии в отношении внешности ребенка, а оптимизировать его меню с целью коррекции веса.
Формировать здоровое отношение ребенка к еде можно и нужно в детском саду и семье. Справиться с негативным пищевым поведением можно только совместными усилиями педагога-психолога, воспитателей и родителей.
Выполнение рекомендаций по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей в детском саду и семье будет способствовать тому, что ребенок начнет хорошо есть.
1. Играйте с ребенком на тему еды
• Пробуждайте познавательный интерес и воображение ребенка, задавайте новые акценты, обращая внимание на запах и внешний вид пищи.
• Организуйте сюжетно-ролевые игры на тему еды: «Ресторанчик», «Обед», «Торжественный банкет», «День рождения» и т. д.
• Включайте тему еды в игровые ситуации. Например: машинки «проголодались» и отправились на заправочную станцию «подкрепиться».
• Сделайте прием пищи продолжением игрового взаимодействия. Предложите детям совершить «путешествие» в другие страны, где существуют иные традиции приема пищи.
2. Организуйте прием пищи как совместную деятельность
• Садитесь за стол вместе с детьми и подсказывайте им, как пользоваться столовыми приборами, брать хлеб, отламывать вилкой кусочки, вытирать рот и руки салфеткой и т. д.
• Обсуждайте вкусовые качества еды.
• Напоминайте правила поведения за столом, поощряйте правильные действия ребенка во время приема пищи.
• Создавайте дружескую атмосферу, хорошее настроение, обеспечивайте комфортное взаимодействие всех сидящих за столом.
3. Пробуйте еду
• Не заставляйте ребенка есть, предлагайте пробовать еду в качестве интересного познавательного эксперимента.
• Проведите игру в дегустацию: предложите попробовать блюдо и угадать, из каких продуктов оно приготовлено.
• Предложите отгадать «вкусовые» загадки или попробовать еду с закрытыми глазами.
• Обсуждайте с ребенком запах еды, т. к. большую часть вкуса определяют рецепторы, ответственные за различение запахов.
• Вводите новое блюдо в рацион ребенка правильно: предложите ему подержать во рту или понюхать новый продукт, заедая его вкусным десертом или съев небольшой кусочек любимой пищи до экспериментов с новыми блюдами.
Примечание. Последний пункт рекомендуйте родителям.
4. Сделайте пищу привлекательной
• Украшайте блюда.
• Используйте нестандартную сервировку стола: поделки из салфеток, бумаги и других материалов, сделанные дошкольниками.
• Включайте альтернативные варианты приема пищи. Например, попросите родителей помочь организовать этнический полдник или провести национальный праздник с угощением. Атрибутика таких мероприятий задаст основную ноту, а небольшая вариативность меню довершит социокультурное погружение.
• Стимулируйте работников кухни к творчеству, ведь творчество и кулинария – сферы пересекающиеся. Блюдам можно придать забавную, необычную форму или добавить простое украшение.
5. Не заставляйте есть, но Регулярно предлагайте
• Настраивайте детей на обед, возвращаясь с дневной прогулки: обсудите, как все проголодались, попросите прислушаться к своему организму, рассказать, что они чувствуют.
• Добивайтесь того, чтобы дети сами стремились сесть за стол и поесть.
• Уменьшите порции, чтобы сформировать у ребенка ощущение завершенности процесса, способности позитивно «справиться» с едой. Большие объемы пищи нередко пугают, тогда как просьба добавки заразительна.
• Постепенно выходите на нормативные порции.
Примечание. Рекомендации в последних двух пунктах воспитатель может использовать только по согласованию с родителями.
6. Стимулируйте физическую активность
• Поддерживайте физическую активность, подвижность детей, создавайте условия для разнообразных движений, обеспечивающих здоровый обмен энергией.
• Обсуждайте во время выполнения физических упражнений телесные ощущения и впечатления, чтобы ребенок «знал» свое тело, чувствовал его состояние.
7. Не обсуждайте вес и фигуру
• Никогда не поднимайте и не поддерживайте обсуждение с ребенком проблемы питания, веса, похудения.
• Не переносите взрослые культурные стереотипы на детей.
8. Синхронизируйте питание дома и в детском саду
• Старайтесь кормить ребенка дома в то же время, что и в ДОО.
• Приблизьте домашнее меню к меню детского сада. Сделайте еду привычной, узнаваемой.
Примечание. Данные рекомендации адресуйте родителям.
9. Учитывайте индивидуальные предпочтения
• Помните, что ребенок имеет право на индивидуальный выбор и без веских оснований отдавать предпочтения одним продуктам и не любить другие. Этот выбор продиктован как интуитивными потребностями в определенных веществах, так и своеобразием личности.
• Не навязывайте ребенку свои вкусовые предпочтения.
Используемая литература.
Дети плохо едят : в чем причина и что делать. Авдулова Т. П., канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского педагогического государственного университета.
Рекомендации
по профилактике и коррекции нарушений
пищевого поведения у детей
1. Играйте с ребенком на тему еды
• Пробуждайте познавательный интерес и воображение ребенка, задавайте новые акценты, обращая внимание на запах и внешний вид пищи.
• Организуйте сюжетно-ролевые игры на тему еды: «Ресторанчик», «Обед», «Торжественный банкет», «День рождения» и т. д.
• Включайте тему еды в игровые ситуации. Например: машинки «проголодались» и отправились на заправочную станцию «подкрепиться».
• Сделайте прием пищи продолжением игрового взаимодействия. Предложите детям совершить «путешествие» в другие страны, где существуют иные традиции приема пищи.
2. Организуйте прием пищи как совместную деятельность
• Садитесь за стол вместе с детьми и подсказывайте им, как пользоваться столовыми приборами, брать хлеб, отламывать вилкой кусочки, вытирать рот и руки салфеткой и т. д.
• Обсуждайте вкусовые качества еды.
• Напоминайте правила поведения за столом, поощряйте правильные действия ребенка во время приема пищи.
• Создавайте дружескую атмосферу, хорошее настроение, обеспечивайте комфортное взаимодействие всех сидящих за столом.
3. Пробуйте еду
• Не заставляйте ребенка есть, предлагайте пробовать еду в качестве интересного познавательного эксперимента.
• Проведите игру в дегустацию: предложите попробовать блюдо и угадать, из каких продуктов оно приготовлено.
• Предложите отгадать «вкусовые» загадки или попробовать еду с закрытыми глазами.
• Обсуждайте с ребенком запах еды, т. к. большую часть вкуса определяют рецепторы, ответственные за различение запахов.
• Вводите новое блюдо в рацион ребенка правильно: предложите ему подержать во рту или понюхать новый продукт, заедая его вкусным десертом или съев небольшой кусочек любимой пищи до экспериментов с новыми блюдами.
Примечание. Последний пункт рекомендуйте родителям.
4. Сделайте пищу привлекательной
• Украшайте блюда.
• Используйте нестандартную сервировку стола: поделки из салфеток, бумаги и других материалов, сделанные дошкольниками.
• Включайте альтернативные варианты приема пищи. Например, попросите родителей помочь организовать этнический полдник или провести национальный праздник с угощением. Атрибутика таких мероприятий задаст основную ноту, а небольшая вариативность меню довершит социокультурное погружение.
• Стимулируйте работников кухни к творчеству, ведь творчество и кулинария – сферы пересекающиеся. Блюдам можно придать забавную, необычную форму или добавить простое украшение.
5. Не заставляйте есть, но Регулярно предлагайте
• Настраивайте детей на обед, возвращаясь с дневной прогулки: обсудите, как все проголодались, попросите прислушаться к своему организму, рассказать, что они чувствуют.
• Добивайтесь того, чтобы дети сами стремились сесть за стол и поесть.
• Уменьшите порции, чтобы сформировать у ребенка ощущение завершенности процесса, способности позитивно «справиться» с едой. Большие объемы пищи нередко пугают, тогда как просьба добавки заразительна.
• Постепенно выходите на нормативные порции.
Примечание. Рекомендации в последних двух пунктах воспитатель может использовать только по согласованию с родителями.
6. Стимулируйте физическую активность
• Поддерживайте физическую активность, подвижность детей, создавайте условия для разнообразных движений, обеспечивающих здоровый обмен энергией.
• Обсуждайте во время выполнения физических упражнений телесные ощущения и впечатления, чтобы ребенок «знал» свое тело, чувствовал его состояние.
7. Не обсуждайте вес и фигуру
• Никогда не поднимайте и не поддерживайте обсуждение с ребенком проблемы питания, веса, похудения.
• Не переносите взрослые культурные стереотипы на детей.
8. Синхронизируйте питание дома и в детском саду
• Старайтесь кормить ребенка дома в то же время, что и в ДОО.
• Приблизите домашнее меню к меню детского сада. Сделайте еду привычной, узнаваемой.
Примечание. Данные рекомендации адресуйте родителям.
9. Учитывайте индивидуальные предпочтения
• Помните, что ребенок имеет право на индивидуальный выбор и без веских оснований отдавать предпочтения одним продуктам и не любить другие. Этот выбор продиктован как интуитивными потребностями в определенных веществах, так и своеобразием личности.
• Не навязывайте ребенку свои вкусовые предпочтения.