Елена Павличенко
Консультация для родителей «Малыш в три года не разговаривает»
▼ Скачать + Заказать документы
Дар речи – уникальное свойство человеческого рода.
К. И. Чуковский.
Наблюдать за развитием ребенка одно удовольствие. Он с каждым днем жизни приобретает все больше навыков. Из беспомощного младенца он постепенно превращается в самостоятельное существо. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был всесторонне развит и ничем не отличался от сверстников, а чаще всего опережал их в развитии. Поэтому важно обращать внимание на то, как говорит ребенок, как развита его речь.
Публикация «Консультация для родителей „Малыш в три года не разговаривает“» размещена в разделах
Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года — это признак большой назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.
Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь. Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает.
Какова норма развития детской речи в 3 года :
• активный словарь составляет от 250 до 1000;
• знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
• начинает изменять, иногда с ошибками, слова в предложениях по родам, падежам и числам;
• предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
• малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа “положи куклу в кровать”
• в речи появилось большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
• понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
• некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
• с интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.
Но нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту. Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.
• ЛОР. Потребуется проведение аппаратного обследования слуха, аудиограммы. Это позволит определить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.
• Невролог. Именно наличие неврологических патологий зачастую служит причиной нарушения развития речи.
• Логопед. Специалисты этого профиля могут определить наличие нарушений речевого аппарата (например, короткую уздечку или слабое развитие лицевых мышц и языка).
• Психолог. Возможно, недостаточное развитие речи объясняется причинами, связанными с психологическим состоянием.
В каком случае надо бить тревогу, если ребёнок в 3 года плохо говорит :
• он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
• его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
• при произнесении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот — тот, когда он говорит, его язык находится между зубами;
• малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
• не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет.
Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:
• хромосомные патологии, врождённые заболевания;
• наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
• патологии беременности и родов;
• педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
• заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.
Как помочь своему ребё нку:
• Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
• Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
• Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
• Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
• Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
• Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.
• Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Пусть он попробует выразить своё желание.
Внимательное отношение к проблемам задержки речи трехгодовалого ребёнка, своевременная диагностика, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.