Ольга Храброва
Консультация для родителей «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
«РАССКАЖИ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ – И Я ПОЙМУ» КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА
Малыши – неутомимые исследователи окружающего мира, проявляющие повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно они познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира, он хочет его понять, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.
Публикация «Консультация для родителей „Маленькие исследователи“» размещена в разделах
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание; и чем разнообразнее и интенсивнее его поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он разви-вается. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, которые он получает репродуктивным путём. Когда ребёнок слышит, видит и делает сам, всё усваивается прочно и надолго.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она даёт возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. В процессе свободного экспериментирования дети приобретают возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении, получая при этом новую, порой неожиданную для себя информацию, устанавливая практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира.
Совершая таким образом, большие и маленькие открытия, дети испытывают при этом большую радость и удивление, чувство удовлетворения от проделанной работы.
В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ?
Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность.
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию:
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА
В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой)
Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
Экспериментировать с предметами (тонут или плавают). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?
Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь)
Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и рассчитывать свои силы.
Поливка цветов (все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений)
Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки) Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.