Дарья Бурлуцкая
Консультация для родителей «Логопедические игры с ребенком дома»
Любые отклонения в нормальном произношении звуков могут создать массу неудобств для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Ребёнок в 6-7 лет сравнивает свою речь с речью других детей, и, если имеются дефекты, он начинает смущаться, замыкается, неохотно идет на контакт. Это мешает ему нормально строить отношения с ровесниками и обучаться, ведь учеба в начальной школе неразрывно связана с речевыми функциями.
Публикация «Консультация для родителей „Логопедические игры с ребенком дома“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Помочь ребенку преодолеть трудности могут логопед и детский психолог. Многие родители и сами принимают активное участие в коррекции речи ребенка, занимаясь с ним дома.
Когда нужны домашние занятия?
Дошкольники, у которых есть проблемы со звукопроизношением, в детском саду или в школе раннего развития проходят логопедическое обследование. В ходе этой необычной диагностики речевых возможностей логопед выясняет, как рано заговорил малыш, какие слова были первыми, когда он научился строить предложения, есть ли у него дефекты речи и трудности с произношением определенных звуков.
Обычно исследуют следующие звуки и сочетания: C, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, Рь, Л, Ль. Оценивается не только отдельное произношение, но и звучание их в словах и слогах.
Логопед оценивает также работу артикуляционного аппарата ребенка, его прикус, состояние зубов, языка, губ. И только после этого все данные заносятся в речевую карту. В нее же вписываются назначения специалиста.
Помимо посещения кабинета логопеда в группе или индивидуально, родителям рекомендуется заниматься с дошкольником в домашних условиях. Именно такие, домашние занятия и вызывают у родителей массу вопросов.
Как построить занятие
Оптимальная форма усвоения информации для детей 6-7 лет — игровая форма. В этом возрасте у мальчиков и девочек есть потребность не просто в играх, а в сюжетных и ролевых заданиях, в которых они смогут попробовать себя в разных ролях. Это обязательно нужно учитывать, планируя домашние логопедические занятия.
Проводить их следует ежедневно, уделяя хотя бы 10-15 минут. В идеале стоит заниматься с ребенком трижды в сутки по 10 минут.
В каждое занятие желательно включать такие составляющие:
разминка (гимнастика) для речевого аппарата — 3-5 минут;
логоритмика (произношение проблемных звуков в стишках и чистоговорках) синхронно с движением, в такт прыжкам или ходьбе — 1-2 минуты;
дыхательная гимнастика с произношением проблемных звуков на выдохе (1-2 минуты);
стихи и песенки, можно в сочетании с движением, окрашенные эмоционально мимикой и жестами (3-4 минуты);
логопедические игры с дидактическим материалом (4 -5 минут);
новые упражнения — показ и повтор (2-3 минуты).
Помимо очевидной пользы для развития речи, такие совместные занятия и игры пойдут на пользу общению взрослых и ребенка, они помогают лучше понять друг друга и установить доверительные отношения.
Упражнения для речевого аппарата
Артикуляционная гимнастика может стать очень смешным и занятным времяпрепровождением. Родители могут предложить ребенку высовывать язык как змея, «свешивать» его вниз как уставшая собачка, высунутым языком можно нарисовать в воздухе что-либо, чтобы мама попыталась догадаться, что же чадо изобразило. Губы складывают в трубочку, изображают слоника и рыбку, растягивают в широкой улыбке, скалят зубки, подобно рассерженному льву.
Такие несложные упражнения хорошо развивают мимические мышцы, мышцы губ, языка, челюсть, а также поднимают настроение и ребенку, и взрослым. Если сопровождать артикуляционную гимнастику забавными звуками, дополняющими изображаемого животного, то веселье для всех обеспечено.
Скороговорки и чистоговорки
Ценность чистоговорок сложно переоценить. Они не позволяют ребенку пропустить в слове звук, произношение которого дается ему с трудом, заменить его на похожий, но другой звук.
Чистоговорки мамы и папа могут легко сочинить самостоятельно. Для этого в начало и конец рифмованного двустишия или четверостишия включают тот звук или сочетание звуков, с которыми у ребенка и возникают чаще всего проблемы.
Например, у дошкольника с проблемным «Л», произношение будет получаться значительно лучше, если в ритмических занятиях, при ходьбе, прыжках, в танце он будет произносить чистоговорку на этот звук:
Ла-ла-ла зима пришла,
Лапы елок побелила,
Льдом сковала, замела,
Лес околдовала.
С проблемными шипящими ребенку помогут справиться чистоговорки с обилием таких звуков:
Щи-щи-щи иди ищи
Шу-шу-шу пожар тушу
Ча-ча-ча дай калача.
Со звуком Р, которой с большим трудом дается большому количеству дошкольников, можно справиться, если регулярно использовать такие чистоговорки:
Ра-ра-ра, ра-ра-ра за окном стоит жара,
Ре-ре-ре, ре-ре-ре погуляем во дворе.
При выборе скороговорок тоже следует обращать внимание на звуки и сочетания звуков, которые в них преобладают. Так, всем известная «Саша с сушками» – поможет при дефектах произношения шипящих звуков.
Для тренировки «Р» можно эмоционально рассказывать скороговорку о выдре в гетрах, которая в недрах тундры собирает ядра кедров, или стишок о раке в реке и незадачливом греке.
Для усвоения правильного произношения «Л» можно вспомнить историю об отлитом не по-колоколовски колоколе.
Сложность и темп произношения скороговорок следует увеличивать постепенно, начиная с пары предложений в медленном темпе и заканчивая парой четверостиший в соревновательном темпе — кто быстрее произнесет без ошибок.
Занятия для дома хорошо дополнят игры с использованием картинок. Они не только помогут развивать речь, но и благотворно скажутся на развитии воображения, умении сочинять и выстраивать рассказы и выражать свои мысли. Для следующих занятий вам понадобится распечатать на обычных листах формата А4 следующие картинки.
Если они черно-белые, можно предварительно их раскрасить вместе с ребенком, ведь рисование, как и письмо, развивает мелкую моторику и стимулирует развитие речи. Как только картинки готовы, начинаем играть.
«Снежная сказка»
Игра для развития произношения шипящих, а также «З» и «С». Снеговик и Снегурочка собираются в путешествие. Им нужно сложить чемоданы. Задача ребенка – отправлять каждому из персонажей кружок из бумаги на наклеенным или нарисованным на ней предметом.
Снегурочка собирает только предметы, в которых звучит «Ш», «Ж», «Щ» и «Ч», а Снеговик — только те кружки, на которых изображены предметы, в названии которых есть «С», «З».
Для кружков можно использовать следующие слова и изображения — солнце, зонтик, шуба, шапка, щетка, чашка, сарафан, сумка, варежки, шарфик, часы, собачка, чемодан, свитер, замок, зайка и другие.
«Зина-сладкоежка»
Для этой игры к картинке девочки-сладкоежки следует нарезать из обычной альбомной бумаги кусочков в форме конфет. На каждую бумажную «сладость» крепится картинка с предметом или животным, в названии которого есть проблемный звук.
Если у ребенка «хромают» Л и Р, то можно наклеить или нарисовать на «конфетках» льва, леденец, рыбу, рака, радугу, листья, лилию, розы, кенгуру, акулу и т. д. Как только малыш правильно произносит звук в слове, нарисованной девочке Зине достается конфетка.
«Пятачок идет в гости»
Все дошкольники помнят историю Пятачка, который ходил в гости с воздушными шариками. Если нарезать из бумаги воздушных шариков и на них разместить изображения, в названии которых есть проблемные для ребенка звуки, то можно поиграть в то, сколько шариков сможет собрать Пятачок.
Каждое правильное произношение звука — плюс один шарик для поросенка. Заодно ребенок потренируется в счете.
«Сонный пони»
К картинке спящего пони — героя любимого мультфильма современных детей — понадобится нарезать из бумаги небольшие облака. На них следует наклеить изображения разных предметов, зверей, природных явлений. Чем больше будет таких облаков, тем лучше. В названии картинок должны быть звуки, которые удаются ребенку хуже всего. Слон, тигр, дождь, жаба, волк, яблоко, крокодил, рыбка, мяч — это лишь некоторые варианты.
Сначала ребенку нужно ответить на вопрос, что же приснилось сказочному пони. Для этого он должен каждое слово назвать разборчиво и повторить для закрепления результата.
Потом оставьте несколько «облаков» и попросите малыша придумать сюжет сна. Например, вы оставили тигра, льва, радугу и крокодила. Задача ребенка — сочинить небольшую историю с этими словами. Это может быть история о том, как звери в джунглях впервые увидели радугу.
Поддерживайте ребенка, помогайте ему, дайте ему шанс проявить всю свою фантазию. Постепенно проблемные слова будут автоматически получаться лучше.
Полезные советы
Родителям стоит знать о следующих моментах:
Занимайтесь только тогда, когда ребенок сам настроен на игру. Не стоит принуждать сына или дочь к логопедическим занятиям.
Проявляйте больше терпения, приободряйте чадо, не ругайте его не требуйте немедленного правильного произношения.
Сочиняйте и придумывайте новые игры по схеме прежних, пусть в ваших играх появятся любимые детские персонажи и герои игр и мультфильмов.
Не стоит отчаиваться, если сначала ребенок будет жаловаться на усталость. Постепенно его речевой аппарат окрепнет, и правильное воспроизведение станет нормой, естественным процессом.