Шимон Ольга
Консультация для родителей «Кризис трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис трех лет
«Кризис трехлетнего возраста», – часто слышат мамы и ждут наступления довольно сложного периода, когда малыш будет неуправляем и чрезмерно капризен. Но это совсем не так!
Кризис трех лет – это своеобразный рубеж между ранним и дошкольным возрастом. Хочу оговориться, что кризис может начаться и в 2,5 года, и после трех. Он может проявиться в сильном негативизме и упрямстве, а может протекать как очередной переход на новый уровень развития. Установить четкую границу такого перехода затруднительно.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис трех лет“» размещена в разделах
К этому возрасту ребенок может похвастаться значительными достижениями, которые определяют его как независимую личность: он становится более активным и самостоятельным, ориентируется на улице, находит дорогу к предмету и домой, частично сам одевается, самостоятельно умывается, выражает просьбы и желания словами, у него появляются оценочные суждения, зарождается собственное Я.
В этот период изменяется позиция ребенка: он начинает выделять себя как личность. В то же время очень важно отношение к ребенку в семье. Взрослые должны видеть в нем пока маленького, но уже независимого человека.
Основные признаки кризиса трех лет :
– негативизм. Ребенок выражает негативное отношение не к действию, а к требованию взрослого. Если бы это требование выдвинул друг, реакция была бы совершенно иной;
– упрямство. Ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или перехотелось;
– строптивость. Малыш требует выполнения своих желаний и недоволен предложениями других членов семьи;
– своеволие. Желание делать все самостоятельно во время кризиса приводит к своенравию;
– бунт-протест. Пребывание в состоянии постоянного конфликта. Это особо тяжелая форма детского кризиса;
– деспотизм или ревность. Единственный ребенок в семье может занимать жесткую позицию, например решать, когда можно уйти маме. Такая тактика говорит о деспотизме ребенка. Если в семье несколько детей, это может вылиться в ревность, нежелание учитывать точку зрения брата или сестры;
– обесценивание прежних отношений и интересов.
В этот период взрослым необходимо мобилизоваться и изменить тактику своего поведения, чтобы пережить критический период в жизни юного лидера. Приведу несколько полезных советов родителям :
1. Делайте акцент на том, что малыш уже взрослый и многие действия совершает самостоятельно. Избегайте сюсюканья, не выполняйте за малыша никаких действий, старайтесь не помогать.
2. Спрашивайте его мнение, делая акцент на том, что вам необходимо. Например: «Вова, ты пойдешь гулять в синей куртке или зеленом комбинезоне?» (когда вы собираетесь на улицу, но ожидаете негативной реакции ребенка, «Ты будешь борщ или суп?» (многие дети не любят есть, но с помощью данного приема вы немного хитрите и отвлекаете внимание от проблемы).
3. Разрешите ребенку выполнять максимум домашней работы: стирать, подметать, мыть пол, свою посуду. Конечно, будет много неудач, таких как разбитые тарелки и разлитая вода, но в то же время и гордость за свои старания и выполненную работу, которая будет способствовать самоутверждению.
4. Попросите у ребенка помощи, чтобы избежать истерики: «Доченька, помоги мне отнести покупки домой, а то у меня нет сил!» (если надо идти домой, а не гулять во дворе, «Сынок, переведи меня через дорогу за руку, а то я боюсь» (если не дает руку перед тем, как переходить проезжую часть). Дети чутки и легко откликаются на чужую беду.
5. Рассчитывайте время с учетом того, что какие-то действия малыш будет выполнять сам. Вы накормите его супом за пять минут, а самостоятельно он сделает это не меньше чем за 20–25 минут.
6. Сведите к минимуму ваши требования к ребенку выполнять ежедневные действия (умываться, одеваться, убирать игрушки) с помощью организации режима дня. Утром берите малыша с собой в ванную со словами: «Пора умываться», вечером вместе с ним уложите кукол в кроватки или поставьте машины в гараж.
Внимание! В этот период родителям придется выполнять все действия вместе с ребенком, чтобы свести к минимуму истерики и ввести подобные действия в привычку. Но не ждите быстрых результатов.
7. Если малыш категорически не хочет умываться, берите любимую игрушку и умывайте ее, потом малыша. Отказывается есть – протягивайте одну ложку игрушке, другую малышу. Пробуйте обыграть назревающую конфликтную ситуацию.
8. Ну а если конфликта не избежать, говорите жесткое «Нет!» А потом терпение и еще раз терпение. То, что будет происходить дальше, можно довольно часто увидеть на улице: ребенок топает ногами, кричит, плачет, падает на землю, не встает, может кататься по земле. Как назло, в это время появляются старушки и просто любопытные прохожие со своими советами. Терпение! Идти на поводу нельзя. Отведите капризулю в сторону, если это случилось на проезжей части или в грязи, и дайте выплакаться.
9. После того как буря миновала, следует поговорить с ребенком: «Ты меня очень расстроил, и мне хочется плакать», «Твое поведение меня очень огорчило, и я могу не сдержать свою обиду на тебя и крикнуть…»
Нельзя критиковать малыша: «Чего разорался, мне стыдно, люди останавливались…» В этих выражениях заложен совершенно разный посыл, и реакция на них тоже будет разной. Рассказ о своих чувствах облегчит и душевное состояние мамы после истерики малыша.
10. После всех слов, как бы вам не было тяжело, необходимо обнять малыша и показать, что вы любите его, каким бы он не был.
11. Дети копируют вашу манеру поведения и общения. Поэтому психологи рекомендуют разговаривать с малышом как с партнером, другом: «Как мы нарисуем машину?», «Ты могла бы мне принести…».
Нельзя использовать глаголы в повелительном наклонении: принеси, убери, сложи и др. Спустя время малыш будет так же обращаться к вам, повелевая выполнить какое-то действие.
12. Четкое «Нет!» должно быть четким «Нет!» – и вечером, и на следующий день. Малыш будет обязательно проверять, изменили вы свое мнение или нет.
13. Если вы устанавливаете для ребенка запреты, этой позиции должны придерживаться и вы, и папа, и бабушки и дедушки.
Придерживаясь этих советов, вы сведете к минимуму большинство конфликтных ситуаций.