марина неровная
Консультация для родителей «Кризисы в развитии ребенка» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Кризисы в развитии ребенка»
Подготовила воспитатель
1 младшей группы «Ромашка» № 14
МАДОУ д/с №1 Неровная Марина Петровна
Публикация «Консультация для родителей „Кризисы в развитии ребенка“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни человека, в течение которых он очень заметно меняется, становиться совсем другим, поднимается на новую жизненную ступень.
Кризисы бывают не только в детстве. Личность человека развивается в течение всей жизни. При этом происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных (стабильных) и более коротких и бурных (критических). Критические периоды отделяют стабильные друг от друга, являются переходами между ними.
Острота протекания кризиса не является однозначно отрицательным показателем хода развития. Напротив, нередко ярко проявляющееся стремление ребенка утвердиться в новом возрастном качестве говорит о том, что в его познавательной и эмоциональной сферах сложились все возрастные новообразования, нужные для дальнейшего развития. И наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, являться свидетельством того, что в развитии не произошло соответствующих возрасту качественных изменений.
Нежелательными являются не сами проявления кризисов, а те проблемы, которые возникают в этой связи у родителей и педагогов, если они не в состоянии их разрешить.
Сложность заключается в том, что стабильные периоды у детей по сравнению со взрослыми очень коротки. У взрослых межкризисные периоды (их можно определить обиходными словами «молодость», «зрелость», «старость») измеряются десятками лет. За малую часть такого времени кризисное состояние, каким бы острым оно ни было, обычно успевает стабилизироваться. Проблемы, возникшие в кризисе, как правило разрешаются. Совсем не так у детей. В относительно короткое время (от рождения до поступления в школу) ребенок переживает четыре кризиса и три стабильных периода. Это: кризис новорожденности, младенчество, кризис одного года, раннее детство, кризис трех лет, дошкольное детство, кризис семи лет.
Стабильные периоды у детей длятся от нескольких месяцев (младенчество) до 3-4 лет (дошкольный возраст). И следствие такой быстрой смены периодов развития в детстве - это то, что возникшие в одном из кризисов сложности не успевают стабилизироваться к началу следующего. В результате одни проблемы наслаиваются на другие, ломая как ход последующих кризисов, так и стабильные периоды.
МЛАДЕНЧЕСТВО кончается кризисом одного года, который у одних детей наступает раньше, у других – позже. Это связано с унаследованными от родителей и уже успевшими сложиться индивидуальными особенностями и темпом развития, а также с условиями жизни.
Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Чем отличается ребенок раннего детства от малыша? Двумя существенными признаками: он самостоятельно передвигается и разговаривает.
Что главное на этой ступени?
- Малыш стал требовательней и капризней.
- Он действует только с теми предметами, которые видит и чувствует в настоящее время.
- Его речь отвечает этой же особенности. В нее ребенок включает жесты - выразительные и указующие, междометия и, всю ситуацию общения в целом («автономная речь»).
- Малыш учиться множеству конкретных действий с предметами (закрывает и открывает ящички и коробки, загружает их и разгружает).
- Малыш уже умеет пользоваться простейшими бытовыми предметами – ложкой, расческой, носовым платком.
- Он освоил многие игрушки (катает машину, кормит и качает куклу, складывает кубики в простую башню).
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ имеет следующие симптомы (по Выготскому Л. С.) :
• Негативизм: ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.
• Упрямство - это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.
• Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет.
• Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности.
Следующие симптомы, описанные Л. С. Выготским. относятся им к симптомам вторичного значения.
• Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.
• Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор не было принято произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное.
• Деспотизм чаще проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания.
КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ возникает на основе возникновения личного сознания. Симптомы:
• Потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.
• Манерничание: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта).
• Симптом «горькой конфеты» : ребенку плохо, но он старается этого не показать.
Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь не безразлична для внешней, она на нее влияет.
Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Здесь тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.