Ляна Евдокимова
Консультация для родителей «Когда родителям проявлять тревогу?»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда родителям проявлять тревогу?
Наблюдали ли вы за детьми на детской площадке? Все они милы в своей непосредственности и вызывают улыбку. При этом удовольствие от общения получают не только малыши, но и их мамы. Они обсуждают детей, невольно сравнивают их, оставляя пальму первенства в гениальности за своим ребенком. Это нормально!
Опыт работы логопедов доказывает необходимость широкого просвещения родителей в вопросах коррекционной педагогики, или дефектологии, как до недавнего времени называлась эта наука. Задача дефектолога – помочь родителям вовремя заметить, что с их ребенком «что-то не так», и вовремя обратиться за помощью или консультацией к специалисту. В каждом отдельном случае определяется продолжительность занятий, причем важно не пропустить тот возраст ребенка, когда коррекционная работа будет наиболее эффективной.
Публикация «Консультация для родителей „Когда родителям проявлять тревогу?“» размещена в разделах
Маленькие дети – маленькие проблемы. Стоит ли ждать больших?
Сроки первого обращения – разные. Можно принести к специалисту благодушного младенца и привести упирающегося второклассника. Чем серьезнее нарушение, тем раньше надо начинать его коррекцию. Серьезные нарушения физического и психического развития младенцев выявляют врачи (педиатр и невропатолог, поэтому родители не должны ставить под сомнение сам факт врачебного осмотра. В поликлинику лучше все-таки пойти, подавив в себе опасения подхватить какую-нибудь инфекцию. Забота о здоровье и развитии ребенка в этом возрасте лежит на плечах медицинских работников, а не педагогов.
Родители сразу заметят у малыша явное отклонение от нормы, а вот «небольшие мелочи», например, «серьезность, не улыбчивость» ребенка в 3 – 4 месяца при обязательном в это время «комплексе оживления» – эмоциональном реагировании на родителей, могут оказаться одним из симптомов различных нарушений: задержки психического развития, дефектов зрения или слуха. Так что восхищение мам и пап – «смотри, он меня узнал, гляди, как бьет ножками» – вполне обосновано.
Чтобы заметить неблагополучие своего ребенка и уметь помочь ему, необходимо знать возрастные параметры нормального развития. О них можно прочитать в специальных книгах по возрастной психологии или в книгах с правилами по уходу за детьми младенческого, младшего дошкольного 1 – 3 лет и дошкольного 3 – 7 лет возраста. Родителям будет понятно, что и как должен делать ребенок в тот или иной период своего развития. И если они заметят какое-либо несоответствие между нормой и данными своего ребенка, то лучше сразу проконсультироваться со специалистами или хотя бы сделать себе пометку – для более позднего разговора с ними.
Хочу обратить внимание родителей на важность младенческого периода во всем дальнейшем процессе формирования личности ребенка. Как раз в это время закладываются основы правильного физического, умственного, речевого и эмоционального развития. Поэтому лучше раньше провести несколько сеансов массажа для снятия повышенного или пониженного тонуса мышц, ограничивающего необходимый объем движений младенца, следствием чего будет замедленное овладение навыками сидения, ползания, ходьбы, чем позднее расстраиваться из-за снижения темпа и качества умственного развития.
Досье на своего сына
Учитывая большую значимость младенческого возраста, все коррекционные педагоги и психоневрологи обязательно собирают анамнестические данные, своеобразное досье, куда входят сведения о внутриутробном развитии ребенка, о протекании беременности, о родах и, наконец, о развитии ребенка в грудном и раннем дошкольном возрасте. Сбор этих данных идет, как правило, со слов родителей, которые, к сожалению, мало что помнят или используют записи, сделанные педиатром. Подобные сведения позволяют специалистам поставить более точный диагноз и определить успешность коррекционного воздействия. Исходя из этого, хочу посоветовать всем родителям завести дневник наблюдений, где мама будет делать пометки о сроках прохождения ребенком разных этапов развития:
- когда начал держать головку, сидеть, ползать, вставать, ходить;
- когда появилось «гуление», лепет, первые слова;
- прерывалось ли речевое развитие;
- как ребенок реагирует на маму, родных и чужих людей, на различные раздражители: неожиданный звук, яркая игрушка, сердитое лицо мамы и так далее.
Когда ваш ребенок, будучи здоровым как физически, так и психически, разменяет свой первый десяток лет, можно будет с чистой совестью убрать этот дневник в семейный архив.
Не теряй время! (Смотри в оба)
Итак, как узнать, есть ли у вашего ребенка проблемы развития или нет? Прежде всего, родителей должна насторожить непохожесть ребенка на других детей, которых они видят или о которых слышат. Очень полезны в этом смысле «бабьи» разговоры о детях, пеленках и т. д.
Если родители знакомы с возрастными нормами развития, должно вызвать тревогу отставания от этих норм. Не отмахивайтесь от этих фактов: «Не заговорил в год-полтора, потом заговорит – в два, а то и в три года. Не узнает маму в 4 месяца, вот чуть-чуть вырастет – и узнает, заулыбается». Милые родители! Такая позиция недопустима по отношению к своему ребенку!
Развитие ребенка – это сложный процесс, где все взаимосвязано друг с другом, небольшое нарушение в раннем возрасте может спровоцировать потом целый клубок проблем.
Еще раз обращаем ваше внимание – с проблемами у детей раннего возраста, необходимо срочно обращаться к врачу.