Светлана Станкина
Консультация для родителей «Карандаш»
▼ Скачать + Заказать документы
«Карандаш»
«Для меня рисование бесконечно
увлекательно. Открываешь красоту,
казалось бы, в незначительном.
Каждый мастер вносит в рисование
обязательно что-то своё, и открыва-
ются всё новые и новые возмож-
ности обыкновенного карандаша,
которым вот уже многие века поль-
зуются художники».
Публикация «Консультация для родителей „Карандаш“» размещена в разделах
Знакомый всем с самого раннего детства карандаш является одним из самых трудных по технике рисования материалом. Его название произошло от тюркского «кара» - чёрный и «таш» - камень. Художники стали использовать карандаши в XIII веке. Это были свинцовые, серебряные и даже золотые штифты (кусочки металлической проволоки, которые для удобства вставляли в металлический зажим. Такие карандаши оставляли на бумаге слабый след, были дороги, но на протяжении нескольких столетий ими пользовалось большинство художников. С открытием графита в XVI веке основу карандашного стержня стал составлять этот мягкий минерал (кроме того, в состав стержня входят воск, тальк, красители). Карандаши в деревянной оправе, похожие на современные, появились только в XVIII веке.
Карандаши разделяются на твёрдые и мягкие. Для рисования детям лучше предлагать мягкие карандаши, они помечены буквой «М» и цифрами: чем больше цифра, тем мягче карандаш и тем меньшие усилия должен прилагать при рисовании ребёнок.
Простой грифельный карандаш может использоваться при выполнении детьми легких набросков для последующей работы красками или рисунков, способствующих развитию навыков штриховки. Детей знакомят с такими приёмами рисования, как углубление тона при повторной штриховке, изменение направления штриховки, частичное закрашивание, высветление тона ластиком, усиление режима.
Цветные карандаши позволяют выполнить рисунок в цвете и при этом прорисовать мелкие детали, что затруднительно при работе с красками. В технике рисования цветными карандашами используются такие приемы, как наложение одного цвета на другой и изменение насыщенности рисунка при усилении нажима. Ни в коем случае нельзя позволять детям брать карандаш в рот, смачивать грифель водой. Следует объяснить, что грифель при этом станет крошиться, закрашиваемая поверхность будет неравномерной по цвету, к тому же карандаш не самое вкусное и полезное угощение.
Специальный художественный карандаш «Ретушь» дает в рисунке мягкую, бархатистую чёрную линию. Он может быть использован как для тонового рисунка, так и для прорисовки контура и декоративных деталей в работах, выполненных красками.
Восковые карандаши «Полицвет» по изобразительным свойствам похожи на восковые мелки или пастель. Ими можно рисовать обычным способом, а можно тонировать боковой стороной большие поверхности, причём фон получается прозрачный, мягкий. Такие карандаши хорошо сочетаются с акварелью.
Существуют акварельные карандаши. Рисунки «по-сырому», выполненные ими, выглядят как настоящие акварели. В зависимости от замысла можно и после завершения работы смачивать влажной губкой или кистью отдельные части рисунка. Интересен эффект от использования таких карандашей при рисовании пейзажей (отражение берегов в водах спокойного озера, горная река, туман, натюрмортов (ваза с букетом сирени).
Удобны автоматические цанговые карандаши. Они не отличаются разнообразием цветовой гаммы, но зато не нуждаются в заточке.
Карандаши должны быть хорошо, но не очень остро отточены (чтобы не ломался тонкий кончик). Во время занятия воспитателю следует иметь запас отточенных карандашей часто используемых цветов для замены.
Бумага для карандашных работ должна быть плотной, белого цвета, небольшого формата (А4). Кроме того, к занятию необходимо приготовить маленькие листочки бумаги для растирания цвета (на них наносится частая штриховка нужного цвета, которая растирается по рабочей поверхности рисунка, создавая лёгкий, прозрачный тон, ластик – для высветления отдельных участков изображения (как при рисовании углём).
Карандаши предлагаются для рисования детям, начиная с первой младшей группы. Но в этом возрасте ребёнку ещё трудно и правильно держать карандаши и с должным нажимом рисовать. Поэтому многие методические пособия рекомендуют для занятий с малышами фломастеры. Рисовать ими легко, линии получаются яркими, сочными. Старших дошкольников фломастеры привлекают разнообразием оттенков и позволяют выполнять интересные рисунки. Но воспитатель должен продумать, как лучше использовать люминисцентность цветовой гаммы фломастеров и графическую чёткость линий. Например, акварельный фон с изображением джунглей прекрасно дополнят выполненные фломастерами красочные попугаи и колибри, яркие цветы орхидей, пёстрые бабочки.
Основа карандашного рисунка – линия. С ней, оказывается, можно поиграть, узнать, какое у линии бывает настроение, какой у неё характер. Ребёнку можно предложить нарисовать весёлую или грустную линию, сердитую и грозную или тихую и задумчивую, ломаную и колючую или плавную и воздушную. «Линии с характером» могут превратиться в эмоционально окрашенный образ: успокаивающее журчание ручейка и грохот бушующего моря, шелест травы от лёгкого ветерка и рев урагана в ветвях деревьев.
Путём подрисовки деталей к изогнутым линиям можно превратить их в юрких рыбок, летящих птиц, играющих зверят. Такие рисунки не закрашиваются, оставаясь линейными, в них главное – движение, пластика, а не цвет.
Различные по характеру линии могут использоваться при штриховке. Пусть дети попробуют с помощью коротких прямых линий нарисовать ёжика колючим и сердитым (вертикальная штриховка, а затем добрым и ласковым, с приглаженной шубкой (наклонная штриховка).
Используя «кудрявые» линии, можно изобразить ёжика, закрутившего свои иголки на бигуди, весёлого пуделя, волшебные облака, которые ветер превратил в диковинных зверей.
Освоение детьми различных способов штриховки позволяет не просто заполнить поверхность листа, но и передавать настроение, движение в рисунке. Наклонная редкая штриховка любыми видами карандашей по размытому акварельному рисунку с изображением пейзажа – и перед нами «Дождливый день». Плотная штриховка – и вот готов портрет любимого котёнка или щенка с пышным, густым мехом.