Головатинская Юлия
Консультация для родителей «Какие сложные звуки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Как хорошо уметь читать! Об этом очень давно написал стихотворение детский писатель Валентин Берестов. Но умение читать начинается с изучения букв и звуков.
Как помочь ребенку запомнить их? Вашему вниманию предоставляются несколько рекомендаций, которые помогут ребенку запомнить буквы и легко перейти к чтению слогов. А также игры, в которые можно поиграть с ребенком дома.
Публикация «Консультация для родителей „Какие сложные звуки!“» размещена в разделах
На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- буква», а говорить о буквах, произнося их звуками : не «бэ», а «б»; не «гэ», а «г», не «эр», а «р» (произносить быстро и кратко). Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.
При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, т. к. при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку.
Таким образом мы усложняем алгоритм чтения на несколько ступеней: сначала дети вспоминают АРБУЗ и МАШИНУ, потом буквы М и А, и только после слог МА.
Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким- либо определенным предметом. Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные А, О, У, Э в начале и под ударением (аист, ослик, утка, эхо и т. д., после можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-рот, т-рактор и т. п.).
Игры, способствующие запоминанию букв.
1. Игра «Покажи букву».
*Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.
* Выложить букву из любого подручного или бросового материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей, лапши и т. д. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.
2. Игра «Найди и назови букву».
Из картона синего (согласные буквы - П,Т,К….) и красного (гласные буквы-А, О,У) цвета вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков – с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «Шкаф» - «Ш», «СТОЛ» - «С», «ТУМБА» - «Т», «КОВЁР» - «К», «ЛАМПА» - «Л» и т. д. Можно некоторые буквы оставить для мамы, папы, бабушки, дедушки и т. д. Например: «Алла» - «А», мама, «Коля» - «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.
*Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Например, буква С похожа на месяц. О- на обруч, П -на ворота и т. д.
*Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, на плакатах, в книгах с крупным шрифтом.
3. Игра «Собери букву».
Приготовить карточки из бумаги по одной для каждой буквы и на каждой карандашом нарисовать буквы (контуры букв можно скачать из интернета, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенок пусть попробует сложить букву и назвать ее.
4. Игра «Дорисуй букву».
Для каждой буквы создается образ. Например, букве А дорисуем трубу, двери, окно- получится ДОМ. Буквы должны быть крупные.
5. Игра «Найди и подчеркни».
Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным).
6. Игра «Алфавитный дартс».
Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.
7. Игра «Магнитная азбука». Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….» .
8. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы.