Стратулат Маргарита
Консультация для родителей «Как воспитать любознательного и активного ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание – сложное и ответственное дело. Кажется еще вчера, он был тихим и спокойным ребенком. Сегодня же он не дает покоя своим родителям, его вопросы так и норовят поставить в тупик логику взрослых людей. Бесконечное «а зачем? а почему?» настигает их, где бы они ни были: дома, в парке, в магазине. Связано это с тем, что ваш ребенок достиг «особого» возраста, когда ему интересно знать все и про всех. Этот период развития обычно приходится на самый интересный детский возраст – с 3 до 5 лет.
Публикация «Консультация для родителей „Как воспитать любознательного и активного ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Помните, что возраст почемучек – важный этап в развитии ребенка. И какое этот этап окажет влияние на малыша, зависит от родителей. Они иногда сердятся, что дети задают так много вопросов, но ведь надо радоваться. Потому что это говорит о том, что ребенок развивается нормально. Любознательный и активный ребенок, который развивается нормально, должен задавать вопросы родителям. И что немаловажно, он должен получать на них рассудительные ответы. Внимательно относитесь к детским вопросам. Тем самым вы сможете показать малышу, что вы его любите, слушаете и считаете его вопросы важными.
При помощи вопросов ребенок исследует мир взрослых, постигает названия вещей, их признаков и действий. Важно не упустить благодатное время жажды познания и освоения огромного нового мира. От того, как отреагируют родители на интерес малыша, будет зависеть формирование его личности. Имейте в виду, что малыш ждет от вас только правдивых исчерпывающих ответов. Никаких «Ты еще маленький, зачем тебе это?» или «Ух ты, какие мы любопытные!». Малыши очень обидчиво относятся к такому поведению взрослых. Более того, к сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ее ребёнок окажется пассивным существом, не желающим учиться. Если любознательность ребенка изначально удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях.
Помните: он должен получить ответ независимо от того, сколько раз уже задавал этот вопрос. Почему ребенок повторяет вопрос снова и снова? Вряд ли он забыл ответ. Скорее всего, он проверяет сам себя: правильно ли он вас понял, не упустил ли чего-то важного?
Предложите ребенку выдвинуть свою версию. Пусть он пофантазирует. Почему у деревьев есть листья? Почему кошки мяукают? Если ребенок не сможет ответить, просто расскажите ему, как в действительности обстоит дело. Поощряйте его выдвигать свои идеи. Ведь одна из главных задач этапа почемучек - сформировать умение обсуждать явления и вещи. От раза к разу уверенность ребенка окрепнет, и от «почему?» вы перейдете к «а я знаю!».
Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы. Читайте (а лучше - рассказывайте) детям сказки, стихи, произведения детской художественной литературы, беседуйте по их содержанию. Как можно больше разговаривайте с ребенком. Это поможет не только развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизит его с родителями. Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок. Разучивайте с ребенком короткие стихи, тренируйте память.
Как привить ребёнку тягу к самостоятельному мышлению? Один из лучших способов – научить его игре в шашки и шахматы! Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Существуют программы, направленные на обучение игре в шахматы и шашки с 3-4 лет! Малышам в этом возрасте шахматы надо преподнести в виде сказок, дидактических игр и заданий. В общем, в игровой форме.
Организуйте совместные походы в театр, на выставки, в музеи. Огромное значение для развития ребенка имеет ознакомление с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, в лес.
Мастерите с детьми поделки из природного материала. Процесс создания поделки из природного материала своими руками развивает художественный вкус, мышление, память ребенка, закрепляет сенсорные навыки, воспитывает усидчивость. У ребенка не должны быть игрушки «на все случаи жизни». Для игры «в больницу» не обязателен набор «юный доктор», а для игры «в магазин» вовсе не нужна игрушечная касса. Ребенок должен научиться творить игровые миры из подручных средств (желудей, камешков, коробочек, тряпочек, палочек и т. д.). А если у него не получается, родители должны помочь, направить, показать (иногда много раз, как это делается. Развитая фантазия направляет активность, большинство созданных в мире вещей были сначала придуманы.
Поощряйте экспериментирование детей. Ребенок постигает основы Мироздания! Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Он не просто знакомится с разными свойствами материалов и веществ, он экспериментирует. Таким образом, он самостоятельно «добывает» ответы на многие вопросы. И здесь детям обязательно нужна ваша помощь. Экспериментируйте дома вместе с ребенком - это поможет вам разнообразить семейный досуг. Но не только! В такой совместной деятельности у вас - родителей : отрабатываются способы организации безопасных опытов и экспериментов в квартире и на улице; формируется навык совместной работы с ребенком, как партнером по серьезному, новому и для вас, и для него делу; появляется твердое знание индивидуальных особенностей своего ребенка.
Желаем успехов в воспитании ребенка!
Подготовила воспитатель Стратулат М. И.