Лидия Маланьина
Консультация «Как воспитать ребенка ответственным человеком»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОМОЩЬ СЕМЬЕ: "Как воспитать ребенка ответственным человеком"
Об этом родители, похоже, думают меньше всего, когда смотрят на свое драгоценное чадо, недавно появившееся на свет. Но истина проста: в итоге кроха вырастет и станет самостоятельным, взрослым человеком.
Публикация «Консультация „Как воспитать ребенка ответственным человеком“» размещена в разделах
И все же, когда наступает волнующий момент и ребенок покидает отчий дом, многие родители задумываются: «Правильно ли мы его воспитали? Сможет ли он зарекомендовать себя как ответственный работник? Сможет ли он содержать свое жилье и жить по средствам? И что более важно, будет ли он жить по принципам, которые мы старались ему привить?»
Мозг ребенка называют «самым мощным во Вселенной механизмом познания». В начале своей жизни малыши способны, как губка, впитывать все, что видят, слышат и чувствуют. Ребенка, прежде всего, интересуют другие люди – их лица, голоса, прикосновения. Неудивительно, что родители играют важную роль в развитии ребенка.
Родителям приходится много трудиться, чтобы удовлетворить потребности малыша. Он кричит – и его кормят, кричит – и ему меняют подгузник, еще кричит – и его берут на руки. Такое пристальное внимание уместно и даже необходимо, ведь родители выполняют свою исходную роль – нянчиться с малышом.
Ввиду всего этого ребенок совершенно естественно считает, что он центр вселенной, а взрослые, в особенности родители, существуют лишь, для того, чтобы исполнять его желания. Этот взгляд на вещи искаженный, но объяснимый. Помните, ведь целый год так все и было в жизни малыша. В своем сознании он был владыкой империи, населенной большими людьми, которые ему прислуживали. Подобный фантастический миф формируется всего лишь за два года и требуется, по меньшей мере, шестнадцать лет, чтобы его разрушить! Как ни парадоксально, но в этом то и состоит задача родителей: сначала создать этот миф, а затем как можно деликатней его разрушить. В итоге он лопается, как мыльный пузырь. И это пузырь действительно лопается, когда ребенку исполняется примерно два года и роль родителей меняется. Они уже не нянчатся с малышом, а воспитывают его. Теперь он понимает, что не он командует родителями, а они командуют им. Его владычество свергнуто, и ему, возможно, нелегко подчиниться новой власти. Огорченный он пытается отстоять свои права. Как?
Как бороться с истериками и капризами.
В возрасте примерно двух лет поведение многих детей радикально меняется. Начинаются своего рода вспышки непослушания, известные как истерики и капризы. В этот период родителям приходится нелегко. Внезапно любимыми словами ребенка становятся «нет» и «не хочу». Он часто бывает, недоволен как собой, так и родителями. Родители озадачены, все их попытки разрешить проблему напрасны. В чем же дело? Только подумайте о том, какая радикальная перемена происходит в сознании ребенка! До недавнего времени стоило ему захныкать – все начинали вокруг него суетиться. Но теперь он понемногу понимает: его «власть» была лишь временной и – кое, что теперь ему придется делать самостоятельно. Все больше и больше ребенок осознает необходимость подчиняться.
В это нелегкое время родителям необходимо удержать «бразды правления». Если они делают это твердо, но с любовью, ребенок приспособится к своей новой роли. А это подготовит его к следующему этапу развития.
Нравственные ориентиры.
Распознавать слова и имитировать речь могут также животные, и даже компьютеры. Но самосознанием обладает только человек. Так годам к двум трем ребенок уже способен чувствовать гордость, стыд, вину и смущение. Это первая ступень к развитию в нем взрослой личности, обладающей нравственными ориентирами и способной отстаивать то, что правильно, даже когда другие поступают иначе. Он также видит, когда родители довольны и стараются добиться их одобрения. Теперь он более восприимчив к обучению. К трехлетнему возрасту, дети начинают усваивать понятие «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно». Следовательно, в это время родителям важно обучать своего ребенка с целью воспитать в нем ответственного человека.
Будьте последовательны.
Маленькие дети моментально улавливают малейшую непоследовательность в действиях родителей. Маленькому ребенку важно понять, что если что-то неприемлемо сегодня, то это неприемлемо вообще. Если родители непоследовательны в своих требованиях, ребенок может подумать, что мама и папа непредсказуемы, а их решения зависят от настроения. Но если родители придерживаются конкретных принципов, дети будут знать: то, что плохо – плохо всегда. Тогда дети чувствуют себя с родителями спокойно и уверенно, зная, что их любят.
Дети могут пользоваться ситуациями, когда у родителей нет выбора, и они вынуждены уступить, - например, в присутствии других. Если говорить «нет», то говорить нужно это с самого начала и четко дать понять ребенку, что родители не поддадутся на постоянное нытье и просьбы ребенка. Один родитель не должен отменять запреты другого. Если они в чем-то не согласны друг с другом, лучше обсудить это наедине. Дети сразу видят, когда мнение родителей расходятся, и пользуются этим. Зная, что родители единодушны, и ими нельзя манипулировать, ребенок чувствует уверенность. Ему понятно, чего ожидать, когда он слушается их, и когда нет.
Последовательность в действиях также означает готовность держать свое слово, если родители пообещали ребенку какую-то награду. Так ребенок учится доверять обещаниям родителей. Детям должны быть известны последствия непослушания, которые тоже должны быть неизменными.
Когда дети растут, они с интересом исследуют все новое и неизведанное. Знакомятся с новыми людьми – с детьми на игровой площадке, в школе, а также с родственниками. Ребенок уже не младенец, и на его жизнь теперь влияют не только родители. Вот почему в это время очень важно учить его послушанию и хорошим манерам. Кроме того, необходимо объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо.
Упомянутые навыки появляются не сразу и не сами собой. Большую роль играет наставление. Воспитывать детей – задача сложная и ответственная. Давайте обсудим некоторые трудности, с которыми сталкиваются родители.
Умение слушать.
Как сказано в одной мудрой книге, есть «время говорить», а значит, есть время слушать. Как научить детей внимательно слушать, когда кто-то говорит, в том числе и вы? Прежде всего, родителям стоит самим подавать в этом пример. Внимательно ли вы слушаете других, в том числе и самих детей? Дети легко отвлекаются, и в разговоре с ними ваше терпение, несомненно, будет испытываться. Все дети разные, поэтому найдите индивидуальный подход к своему ребенку.
Умение прощать друг друга.
Детей тоже можно научить прощать. Как это сделать? Ранее уже упоминалось о важности личного примера. Пусть дети видят, что вы сами стремитесь прощать. Например, если вы не правы, постарайтесь извиниться перед детьми. Умение разрешать разногласия и прощать потребуется и во взрослой жизни. Учите детей уже сейчас быть внимательными к другим и отвечать за свои ошибки. Это будет для них неоценимым даром и принесет огромную пользу в будущем.
Умение быть благодарными.
В наше нелегкое время – многие люди самолюбивы. Пока ваши дети маленькие, важно учить их выражать благодарность. Даже малыши могут иметь хорошие манеры и думать о других. Как этого достичь? Чтобы развить в своих детях благодарность, родителям надо неустанно проявлять ее дома. Для этого нужно, не скупясь на похвалу, говорить другим, что вы цените их помощь и внимание. … И это надо делать не раз и не два. Показывайте свою благодарность тем, кто проявляет к вам доброту, например школьным учителям, бабушке с дедушкой, если вас кто-то пригласил в гости. … Если дети научатся быть признательными, это поможет им в дальнейшем развивать близкие, прочные отношения с другими.
Не воздерживайтесь от наставления.
Пока дети растут, им очень важно понять, что каждый поступок влечет за собой ответственность. Это относится даже к самым маленьким, где бы они не находились: дома, в школе, где-то еще. Можно учить детей принципу: что посеешь, то и пожнешь. Но как? Если вы внятно объяснили ребенку, что за дурным поступком последует наказание, не бойтесь претворить свои слова в жизнь. Родителям не придется пререкаться с ребенком, после того, как он совершил проступок, если они заранее объяснят ему, что его ждет в случае непослушания. В свою очередь дети менее склонны противиться наставлению, если четко усвоили родительские правила и знают, что последует за их нарушением. К тому же им важно понимать, что плохое поведение не сойдет им с рук. Конечно, воспитательные меры действенны, когда они принимаются не в гневе. Наставление никогда не должно принимать форму грубого насилия и не должно оскорблять достоинство ребенка ни физически, ни морально.
Но как держать себя в руках, когда ребенок до предела испытывает ваше терпение? Это нелегко. Но детям нужно понимать, что наказание вызвано их собственными действиями, а не отсутствием самообладания родителей. Постарайтесь объяснить детям, какую пользу исправление принесет им в будущем. Даже если дети сильно провинились, беседуйте с ними и говорите о том, какими хотим их видеть, а не о том, какие они плохие. Наказание принесет добрые плоды, если оно справедливо и соизмеримо с совершенным проступком. Ваше благоразумие проявится в том, что наказание не умалит достоинство ребенка. Не наказывайте детей в присутствии кого-то. Никогда не высмеивайте их недостатки при людях и наедине.
Наказание ни в коем случае не должно носить накопительный эффект, когда каждый новый проступок добавляется к предыдущему. После того как вы исправили ребенка, важно не напоминать ему о его провинностях снова и снова.
Воспитание детей – это большой труд, требующий самопожертвования, но приносящий удовлетворение. Некоторые родители поняли это. Одна мама говорит: «Я нашла работу с неполным рабочим днем, чтобы уделять больше времени своему ребенку. Это требует усилий и ограничивает в финансовом отношении. Но все затраты стоят того: я вижу радость на лице ребенка и чувствую, что мы становимся ближе друг другу».
Больше всего дети нуждаются в родительском внимании. Ни что – ни деньги, ни подарки, ни путешествия – не заменит им общение с родителями.
Выполнила воспитатель высшей категории МБДОУ ДС №304 г. Челябинска Маланьина Лидия Ивановна.