Анастасия Сычева
Консультация для родителей «Сделай сам! Или как воспитать самостоятельного ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сделай сам!
Или как воспитать самостоятельного ребенка»
Нет таких родителей, которые не хотели бы сделать своего ребенка счастливым и дать ему самое лучшее. Но иногда выходит так, что приоритеты родителей ставятся выше приоритетов ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Сделай сам! Или как воспитать самостоятельного ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Как бы обыденно это не звучало, но задача родителей и воспитателей заключается в умение научить детей учиться. Именно научить, а не сделать все за ребенка : не подавать уже готовое решение, не добывать для них звезд с неба, не баловать, а любить.
Конечно, сделать за ребенка проще и быстрее, а дать самое лучшее – тешит самолюбие родителей, но … чем больше делаешь за ребенка, тем меньше он умеет и хочет: не может одеться или раздеться, зашнуровать ботинки, не может найти выход из новой ситуации, найти себе занятие в свое свободное время, довести начатое дело до конца без постоянных напоминаний и уговоров.
Ребенок, который привык зависеть от помощи взрослых, просто не может чувствовать себя уверенным, успешным, а значит и счастливым!
Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами.
Первые проявления самостоятельности появляются у ребенка в раннем возрасте, когда он всё хочет сделать сам! Но. еще не умеет это делать. И чем больше умений он освоит в первые годы своей жизни, тем более самостоятельным, уверенным в себе и успешным он станет в будущем!
Как же научить ребенка быть самостоятельным? Как научить принимать решения и отвечать за свои поступки?
Необходимо помнить, что нет необходимости делать за ребенка то, что он может сделать сам - будь то первые шаги, кормление, гигиенические процедуры, самостоятельное одевание или обувание, вскарабкивание на шведскую стенку. Как только видите готовность к выполнению действий, отпускайте, предупредив о последствиях, но не делайте это вместо него.
Конечно, Вы оденете ребенка быстрее, чем он сделает это сам, и, накормите его, не перепачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать развитию самостоятельности у ребенка.
Помогать ребенку следует только тогда, когда он сам просит помощи у
взрослого. Не нужно вмешиваться в самостоятельную деятельность ребенка, если он не просит Вас об этом.
Конечно, взрослые лучше знают и понимают, как сделать то или иное действие, но важно дать шанс ребенку найти решение самостоятельно!
Но родителям при этом следует быть разумными! Если действие ребенка, представляет для него опасность, то, конечно, следует оградить его от этого, даже если он об этом не просит.
Энергия рождает энергию. Бездействие ее убивает. Нельзя давать детям лениться. Будьте положительным примером. Походы, долгие пешие прогулки, спортивные секции – необходимы детям.
Занятия спортом доказывают, что в жизни можно достичь многого, необходимо только приложить усилия и не сдаваться перед трудностями. Осознание детьми этих вещей помогает им быть смелее, учит самостоятельности в принятии решений.
Стремление к самостоятельности нужно поощрять. В возрасте, когда ребенок очень часто повторяет: "Я сам!", не нужно мешать ему в этом стремлении, а, наоборот, необходимо всячески стимулировать его самостоятельные попытки в действиях, давать ребенку возможность попробовать свои силы.
Хочет он протереть пыль, — дайте ему влажную тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно протереть пыль там, где она осталась, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свои носочки? Позвольте ему это сделать. Ничего страшного нет в том, что потом Вам придется перестирать их, ведь в данный момент не важен конечный результат.
Одобряйте действия ребенка и поддерживайте ребенка — ведь он так в этом нуждается. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется совсем несложным.
Не допускайте таких высказывания, как: «Отойди, я сам (а) сделаю!», «Ты с этим точно не справишься! Ты еще маленький». Такие выражения заранее программируют ребенка на провал в его действиях.
Если у ребенка что-то не получается, можно разъяснить ему ошибку и подбодрив, помочь поверить в то, что у него обязательно все получится.
Уже в дошкольном возрасте нужно давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом ему нужно объяснить, например, что сейчас лето, солнце хорошо прогрело воздух и, ярко и долго светит, поэтому надо надеть легкую летнюю одежду, а на голову – кепку или панамку.
Можно вместе с ребенком совершать покупки в магазине, учитывая его выбор.
Разговаривайте с детьми, а еще лучше устраивайте семейные обеды/ужины, где за столом встречается вся семья (несколько поколений) и идет живое общение. В эти моменты старшие рассказывают истории из своей жизни, а младшие слушают, делая определенные выводы и набираясь опыта. Этот опыт впоследствии и помогает ребенку принимать правильные самостоятельные решения.
Основная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что помимо существующих рамок дозволенного и норм поведения, которым он должен соответствовать, у всех в семье есть свои обязанности.
Даже взрослому человеку это облегчает жизнь, а ребенку тем более. Не меняйте свои решения: не допускайте двусмысленности фраз и раздвоенности в семейных решениях. Договоритесь внутри семьи о выбранной тактике и придерживайтесь ее.
Обязанности можно отразить в таблице, вывешенной на видном месте. Сложные действия: покупка продуктов, приготовление пищи, уборка ванной комнаты – все эти дела выполняются и чередуются взрослыми членами семьи. Ребенку же уже в возрасте 4 лет под силу убрать за собой игрушки и с помощью взрослого полить комнатные растения.
Самостоятельность – внутренняя потребность каждого человека, данная с рождения, поэтому родителям необходимо создавать все условия для того, чтобы она могла проявляться, и отшлифовывать ее правилами, аккуратно направляя в нужное русло.