ольга сидорова
Консультация для родителей «Как сформировать у ребёнка навыки здорового питания»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (12.12.2024г.)
«Как сформировать у ребенка навыки здорового питания».
Народная мудрость гласит: «Хочешь быть здоровым и счастливым, ЕШЬ правильно!»
Человеку нужно есть,
чтобы встать и чтобы сесть,
чтобы прыгать, кувыркаться,
песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться,
и при этом не болеть,
нужно правильно питаться
с самых юных лет уметь.
Здоровье — главная ценность человеческой жизни.
Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на самокате, плавать, играть с ребятами, не мучиться головными болями и бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, в общем развитии детского организма. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, не навредить своему организму.
Задача детского сада и семьи — сохранение и укрепление здоровья ребенка, важная составляющая которого — правильное питание. О нем необходимо заботиться с раннего детства, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие организма, способствовать профилактике заболеваний, устойчивости к воздействию инфекций.
Потребляя только правильную и здоровую еду, ребенок будет защищен от негативного воздействия окружающей среды.
По сравнению с организмом взрослого, ребенок развивается стремительными темпами, на что уходит намного больше энергии. Поэтому он нуждается в качественных продуктах питания, которые организм должен получать своевременно.
Одной из самых главных причин, приводящих к формированию неправильных рационов, является информационный хаос, царящий на рынке продуктов питания. Человек уже давно утратил способность выбирать полезную для него пищу. Переедая одни продукты и недоедая другие, дети формируют неправильные стереотипы пищевого поведения, которые, как правило, сохраняются на всю жизнь и приводят к ухудшению здоровья. В целях сохранения и приумножения здоровья ребёнка наиважнейшей задачей взрослых является формирование у него культуры питания.
А может ли ребёнок дошкольного возраста самостоятельно оценивать свое питание? И может, и должен, если взрослые ему помогут. Дошкольники вполне способны владеть такими понятиями, как «разнообразие пищи», «режим питания», «гигиена питания». Для этого чтобы помочь детям усвоить эти понятия, родители и воспитатели должны быть ознакомлены с некоторыми физиологическими закономерностями, лежащими в основе рекомендуемых ими правил питания.
РЕЖИМ ПИТАНИЯ
Потребность в регулярном приёме пищи обусловлена биологическими законами. Человек существует не только в пространстве, но и во времени. Согласованная работа организма в большей степени зависит не только от того, что мы едим, но и от того, когда мы едим. Физиологические особенности организма ребёнка дошкольного возраста диктуют свои правила: 4-5 приёмов пищи в день с интервалом в 3-4 часа. Нерегулярное питание приводит к ухудшению работы как внутренних органов, так и психических функций. Педагоги отмечают, что при хаотичном графике приёма пищи дети становятся более тревожными, быстро утомляются, чаще возникают конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями.
В основе привычки к регулярному питанию лежит выработка рефлекса «на время»,
когда ребёнок начинает испытывать голод в «нужные» часы. Родители и сам дошкольник должны знать, что ежедневная еда складывается, как минимум, из завтрака, обеда и ужина, а лучше - из завтрака, второго завтрака, обеда, полдника и ужина.
ПИЩЕВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ.
Ребёнок должен употреблять как можно более разнообразную пищу. Не рекомендуется в течение суток употреблять одни и те же блюда или предлагать их ежедневно. Но что делать, если малыш просит только картошку, или макароны, или сосиски? Для преодоления его пищевого консерватизма можно попробовать «поиграть» с цветом и запахом блюд.
Импровизируйте на темы цвета и запаха за обеденным столом, используйте их возможности управлять аппетитом ребёнка и расширять его кругозор.
ВКУС.
Известно, что аппетит и процессы пищеварения в большей степени зависят от вкуса пищи. Вкусовое ощущение – это комплекс. Складывающийся их собственного вкуса вещества, попавшего в рот, его запаха, температуры, прикосновения к слизистой оболочке полости рта. Различают четыре основных вкуса – сладкий, кислый, горький, солёный, которые возникают в результате раздражения соответствующих вкусовых рецепторов, расположенных во рту.
У каждого ребёнка есть свои вкусовые предпочтения. Это очень важный фактор, влияющий на выбор детьми пищи. Дети впервые знакомятся с разными вкусами, ещё находясь в утробе матери. После рождения ребёнка вкусы материнского питания передаются через грудное молоко. Этот ранний опыт знакомства с разными вкусами пищи имеет очень большое значение для формирования последующих пищевых предпочтений.
РОЛЬ СЕМЬИ.
В вопросах формирования навыков здорового питания чрезвычайно велика роль семьи. Но если взрослые, в первую очередь родители, сами не владеют понятием «здоровое питание», то к моменту достижения ребёнком дошкольного возраста его пищевое поведение может быть уже изрядно испорчено. Именно родители должны уметь составлять детский рацион и контролировать его. Обратите внимание на проблемы безопасности пищи, поскольку ребёнок нередко пытается самостоятельно утолять голод, ,вытаскивая что-нибудь съестное из холодильника. Важно, чтобы он понимал: пища может быть опасной! Сформируйте настороженность к незнакомой пище.