Татьяна Котова
Консультация для родителей «Как пробудить у ребенка интерес к учебе»
▼ Скачать + Заказать документы
Учиться – это сложный путь и он ассоциируется с падением и провалом. Любой родитель понимает, что от учёбы во многом зависит, будет ли его ребёнок успешен в жизни. Заталкивать в ребёнка знания можно, но бесполезно. Потому что «СИЛА ДЕЙСТВИЯ РАВНА СИЛЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ».
Что мешает учиться?
- нет мотивации;
- домашние задания не выполняются;
- сложно/непонятно;
- не хватает времени, усталость.
Как мотивировать?
Существуют три аспекта мотивации: цель, подключение, процесс.
Публикация «Консультация для родителей „Как пробудить у ребенка интерес к учебе“» размещена в разделах
Процессная мотивация равна цели (если ребёнок учится и у него всё получается, ему интересно – это хорошо). Но у большинства детей желания учиться нет и выходит необходимо договариваться с ребенком. Договор – это лучший инструмент достигать определённых вершин! Но…. Договор заключается только по инициативе ребёнка. Именно ребёнок оговаривает условие, выполнив которые, он получает то, на что договорились. Начинайте с малого: например, 10 минут занятий и ты получаешь …- это тренировка, а потом любые достижения ребёнка необходимо подкреплять.
Объяснить ценность образования ребёнку невозможно! Горизонт ценностей ребенка – 1 неделя и объяснять ему, что «образование тебе понадобится потом…» - пустая трата собственных сил и нервов.
Что же главное в обучении? Запоминание, выделение главного, внимание.
Почему ребёнок не хочет идти в школу? – он не может понять (математика). Значит необходимо выделить причины непонимания. Ребёнок же начинает сам себя считать неудачником, говорит об этом. Переубедить его не получится, а значит надо искать и находить причину, следовательно нужны инструменты эффективного обучения. Научите ребёнка работать с текстом (параграфом) : - выделение главного; - «конспектируем в голове», составляем план (не умеет писать – пусть рисует схематично) и сделав его, пересказываем с опорой на план, так информация запоминается быстрее.
Но если не развит процесс мышления (не может выделить главное, не развита речь, запоминания не будет. Вы бьётесь, повторяете с ребёнком, а запоминания нет! Запоминания нет, потому что многие понятия авторы учебного материала преподносят оперируя определениями, а ребенок определения не знает и не понимание переходит в процесс не запоминания (спросите у ребёнка что такое сложение/вычитание, в чем отличие уменьшения от увеличения).
Знать как делать – не достаточно ( футбол: все знают как надо играть, но никто не играет). Нужен навык обучения. Начальная школа формирует навыки: алфавит – чтение, цифры – решение примеров на сложение и вычитание.
Внимание развивается через развитие памяти. Концентрация внимания у детей дошкольников и первоклассников минимальна.
Продуктивность выполнения любого задания возможна при чередовании работы с отдыхом. Если наступает усталость работать дальше бесполезно и не эффективно. Менять деятельность нужно на пике работоспособности, ориентироваться на самочувствие. Отдыхать, когда устаёшь – бесполезно, поздно!
Информация поступает в мозг и дальше начинается процесс мышления – что делать дальше с этой информацией? – мы ее выдаем. Поэтому, мышление без памяти (краткосрочная и долговременная) и внимания (у дошкольников и у первоклассников предложения короткие – внимание не держит) не возможно. А значит необходимо пробуждать мозг, пробовать новое – это поможет пробудить мозг (гаджеты не развивают память, а сокращают, потому что не надо запоминать – дети мало думают). Ребенок – это человек с ресурсами ребенка. Он не успешен в учебе потому, что не получается, а в компьютере – он «бог», успешен, поэтому и возникают ситуации, когда родители отнимают компьютер – у детей истерики, бросаются с кулаками. Работоспособность у человека повышена в первой половине дня. Во второй половине дня наступает усталость, напряжение, рутина.
Дети дошкольники не понимают: зачем учиться читать? (есть мама, которая прочитает; айфон или компьютер, на крайний случай посмотрю м/фильмы)
Но читать необходимо, а задача: довести навык до автоматизма (это как набор 1-2 пальцами на клавиатуре или 10-ю. Когда быстрее наберёшь одну и ту е информацию) Почему не хочет читать? Буквы не знает! Что делать – начинаем учить буквы – начальный этап. Чтение сначала слоговое, а затем доводим до автоматизма, т. к. ребёнок будет легко и бегло прочитывать знакомые слоги. Если нет улучшения чтения – значит не доработали на начальном этапе, но параллельно развиваем память и внимание.
Как же решить проблему с чтением?
• Прививаем любовь к чтению (просит читать одну и ту же книгу – читайте, но до определенного момента. Можно устраивать разговор по теме, или через компьютерные игры, надо знать, например «угол пробития» в танках – читай сам, добьёшься лучшего результата.).
• Развиваем умение читать (можно использовать слоговые карточки)
• Самостоятельность – это залог успеха правильного чтения (из серии хочу знать что тут написано).
• Понимать смысл чтения; а это не возможно при медленном чтении. Значит ускоряем темп, но тут имеются подводные камни в виде природный темп работоспособности. Если ребенок склонен выполнять задания в медленном темпе, эта скорость является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее – значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.
Вся информация, которую получаем, останется или нет в голове, зависит есть ли что-то в голове по данной тематике? Останется, так как человек всю информацию пропускает сквозь сито знаний. Воспринимая информацию, если нет знаний пролетит мимо и это не зависит устали ли вы или нет, выспались и т. д. Связь информаций – это понимание старой темы с новой. Воспринимая информацию будьте готовы к ней, т. е. имейте базу.
Любое обучение – это получение новых знаний, но знания только тогда будут крепкими, если они ложатся на базу предыдущих знаний. Не получается – берём информацию по той же теме, но из других источников (старые учебники, любой источник). Главное – понять, а не зубрить! А чтобы ребёнок понял, мы решаем однотипные задачи. Зачем? ВЫДЕЛЯЕМ ГЛАВНОЕ, определяем что нужно найти. Оценка «5» - это не предмет похвалы, а причина не получить негативное отношение к ребенку.
Ежедневная подготовка к школе требует привычку, а она в свою очередь требует времени и договора с собой (здесь работает метод «кнута и пряника»). «Кнут» - это мозг, сорвался раз (1 нарушение) и покатилось. Если вы что-то не сделали – это рецидив мозга – нарушил свой договор, ваш мозг будет давать сигнал психике – тебе ничего не будет! Опять нарушаем…
Нейродинамика – это аккумулятор : памяти, внимания, речи, мышления, эмоций, воли и психических процессов.
Если человек устал, то его раздражает все и всё, ничего не надо. В этом состоянии человек ставит цель, но результата нет. В таком состоянии нельзя что-то планировать, принимать решение.
Ребёнок не делает ничего, потому что для себя решил «У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИТСЯ».
Взрослые утверждают нет времени, но давайте расставим приоритеты: сериал или ребёнок, компьютерные игры или ребёнок.
Самоорганизация любого человека– это работает (сами не можете – наймите человека). Необходимые условия для развития у ребенка самоорганизации :
• Мотивация (самостоятельная дисциплина - ребёнка надо научить делать домашние задания в тот же день, когда задали). Но как только наступает не понимание «как делать» – происходит ДЕМАТИВАЦИЯ.
• Проверять, но не делать за ребенка д. /задание.
Когда ребёнок успешен, то его окружают успешные дети. И это правильное окружение – успешные дети вокруг моего ребенка.