Ирина Остапенко
Консультация для родителей «Как правильно развивать критическое мышление ребёнка и почему это так важно»
▼ Скачать
Уже в дошкольном возрасте ребёнка родителям стоит задуматься над тем, кого они хотят вырастить: индивидуальность, любознательного человека со своей точкой зрения или же послушное во всём дитя, чёткого исполнителя приказов? Задуматься над тем, как правильно развивать критическое мышление ребёнка и почему этот процесс так важен?
В чем же состоит разница между обычным мышлением и критическим? Современная психология рассматривает понятие критического мышления в нескольких ключах. Если их объединить, получаем следующее: это сложный мыслительный процесс, начинающийся с получения ребенком информации извне и заканчивающийся принятием самостоятельно обдуманного решения и чётким формированием своего собственного отношения к вопросу, проблеме. Происходит не только интерпретация информации, но и её анализ. Ребенок, использующий критическое мышление, опирается на собственную логику и на мнение собеседника, всегда точно может объяснить, почему же он согласен или не согласен с этим самым собеседником. Ежедневно мы видим проявления критического мышления ребенка. Пример тому, это извечный детский вопрос «почему?».
Публикация «Консультация для родителей „Как правильно развивать критическое мышление ребёнка и почему это так важно“» размещена в разделах
Обратите внимание, что малыши постоянно хотят быть в курсе причин и человеческих поступков, и характера природных явлений, и событий, свидетелями или участниками которых они являются. Если ребёнок любознателен и проявляет живой интерес к чему-либо, ни в коем случае не нужно отмахиваться от его вопросов. Игнорирование их или откладывание на глубокое «потом» отбивает этот живой интерес к познанию. Ведь именно взрослые могут оказать ему реальную помощь в объективной оценке фактов, в формировании выводов из полученной им информации и только после всего ребёнок может сформировать свое отношение к ней. Необходимо внимательно относиться к стремлению ребенка познать всё, обо всём и обо всех. Помните и о том, что такая игра в «почемучку» — для ребёнка ещё и способ привлечь к себе внимание своих родителей. Это своеобразный сигнал о том, что ребёнку не хватает родительского внимания. И такие «сигналы» ни в коем случае нельзя пропускать мимо ушей, реагировать на них нужно вовремя. Приведем еще один полезный пример для развития критического мышления. Если ребёнок не согласен с чем-либо, необходимо задать ему вопрос: «Почему ты не согласен?». Чтобы обосновать своё мнение, ему придётся применить критическое мышление, задать этот вопрос самому себе. Если ребенок ещё не может прийти к какому-либо собственному выбору или решению, ему нужно помочь. Помочь разобраться в своих аргументах, а не навязать своё собственное мнение. Близкие люди могут строить своё общение с ребенком так, чтобы он научился качественному критическому мышлению на самые разные темы.
Так каким же мы хотим видеть своего ребенка: мыслящим или послушным?
Мы знаем, что раньше о критическом мышлении малыша и речи быть не могло: формировался стереотип послушного ребёнка, который не спорит со старшими, не задаёт лишних вопросов и делает то, что говорят ему родители. В некоторых семьях и по сей день допускается такая ситуация. Эти принципы уже очень плохо согласуются с современной реальностью. Конечно же, никто не говорит о том, что уважать старших – это плохо. Наоборот, это прекрасная традиция, которую обязательно нужно сохранять в семье. Просто не стоит при этом лишать ребенка возможности и желания познавать истину. Если взрослые не дают шансов малышу выразить и доказать свою точку зрения, желание познавать новое и не возникнет. Именно поэтому так важно увидеть грань в воспитании ребёнка, чтобы научить малыша одновременно и уважительно относиться к старшим, и формировать нормальное, естественное желание находить и объяснять родителям свою детскую позицию.
В современных садах и школах большинство новых учебных программ построены на требовании к ребёнку уметь критически мыслить. Для успешной учебы в первом классе уже мало просто читать, писать или считать, он должен уметь решать простые логические задачки и делать собственные выводы после ознакомления с различными короткими текстами.
И при подготовке к школе родителям необходимо помнить о развитии у него критического мышления.
Советы родителям.
Как же родителям развивать критическое мышление у малыша?
1. Нужно чутко прислушиваться к тому, что говорит ребёнок и к каким выводам он приходит даже в мелочах. Для развития его критического мышления полезно задавать вопросы с такими формулировками: «Почему ты не согласен?», «Как ты думаешь?», «Почему ты так считаешь?», «Почему ты так решил?». Пусть ваши вопросы вызывают у ребёнка желание подумать, поразмышлять, обсудить, высказаться, ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы и доводы в защиту своего мнения и делать выводы.
2. Учите ребёнка рассуждать вслух. Наблюдайте вместе за природой: это очень логичная система, глядя на которую, ребёнок учится устанавливать причинно-следственные связи. Например: «Почему на асфальте лужи? — Потому что прошёл дождь», «Почему на лужах лёд? — Потому что температура понизилась, а вода стала льдом уже при нуле градусов».
Очень важно, чтобы ребёнок понимал, какими могут быть даже отсроченные последствия его поступков. Например, он хочет съесть сразу две порции мороженого. Предложите ему порассуждать логически: «Если мы съедим всё мороженое сразу, может заболеть горло. Если горло заболит, мы не сможем поехать в гости. Есть ли смысл воздержаться и съесть порцию меньше желаемой?»
3. Проводите сравнительный анализ предметов, малыш должен учиться находить общее и отличия, делать выводы после просмотренного мультика или прочитанной сказки.
4. Не принимайте от ребёнка ответ : «Потому что мне так хочется (нравится!». Просите малыша аргументировать своё мнение, подталкивайте его к тому, чтобы он задумался над настоящей причиной своего желания или поступка. Помогайте ему в этом наводящими вопросами.
5. Позволяйте ребенку сомневаться. Недоверие к каким-либо фактам подвигнет его к тому, чтобы попытаться доказать свою правоту, а значит, изучить объект спора. Так он познает много нового и интересного.
6. Если ваш ребенок указывает на ошибку или неточность в ваших суждениях или задает массу уточняющих вопросов — это прекрасно: он внимателен, любознателен и готов высказывать свое мнение. Это необходимо поощрять.
7. Постарайтесь на своем личном примере или на примерах из жизни показать ребенку, что прежде, чем делать выводы, необходимо получить о событии максимум информации. Поощряйте объективное мышление, ведь неразумно критиковать то, о чем не знаешь.
8. Чтение детской художественной литературы (сказок) с неожиданным финалом, также хорошо развивают КМ у детей. Разметьте это произведение так, чтобы останавливаться на неожиданных поворотах событий. Читая произведение, во время каждой остановки спрашивайте ребенка: «Как ты думаешь, что будет дальше?», «Почему ты так думаешь?». Эти вопросы стимулируют мышление ребенка, заставляя его мозг работать. Дочитав до финала, обсудите с ребенком сходства и различия его версии с оригинальной.
9. Не будьте всезнайкой. Не бойтесь признавать, что вы не всезнающи и прямо сейчас у вас нет ответа: «Я не знаю. Давай поищем ответ вместе?», «Не могу сейчас ответить, спроси меня чуть попозже, а я пока подумаю». Рассуждайте при ребенке сами.
10. Играйте с детьми.
Игры с детьми:
«Анализируй это» : предложите ребёнку найти сходства и отличия предметов и явлений. Это учит и обобщать, видя главное, и обращать внимание на мелочи.
«Чем похожи» : пусть ребёнок порассуждает, что общего у апельсина и мяча, кошки и собаки, книги и телевизора.
«Четвёртый лишний» : из ряда понятий убрать одно и пояснить свой выбор. Например: в ряду «собака, волк, свинья, корова» лишний волк, потому что он — дикое животное, а все остальные — домашние.
«Борщ и компот» : перед малышом разложены овощи и фрукты. Нужно положить в одну кастрюлю овощи для борща, в другую — фрукты для компота.
«Найди половинку» : разрежьте пополам несколько картинок из журнала или открыток, предложите найти каждой половинке недостающую часть.
«Продолжи ряд» : вы называете несколько предметов, объединённых общим признаком, и предлагаете ребёнку продолжить, не называя это свойство. Например: «Троллейбус, велосипед, машина… — Поезд!».
«Включи вариативность» : представляем любой предмет, придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения
Например: пластиковый стаканчик
1) надеть на ножку стула, чтобы не царапала пол;
2) сделать шапочку Алладина на резинке;
3) вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные очки;
4) выращивать растения;
5) собрать много стаканчиков и сделать гирлянду.
Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, у него развивается способность мыслить за рамками привычного.
«Нестандартное применение» : придумываем нестандартные варианты применения какого-нибудь предмета. Например: как можно необычно использовать зубочистку? Кстати, некоторые придуманные варианты могут потом пригодиться в быту.
Польза: помогает преодолевать шаблоны нашего мышления. Кроме того, в случае с маленькими детьми игра учит осознавать принципы взаимодействия предметов.
• делать поделки из картошки и других овощей;
• закрашивать мелкие царапины;
• обозначать конец ленты скотча;
• выпускать пар из кастрюли, положив зубочистку между крышкой и стенками кастрюли, что позволит пару выходить равномерно;
• запекать равномерно картошку: воткнув в клубень 4 зубочистки, сделать ему «ноги»;
• скреплять между собой сосиски, чтобы их было легче жарить;
• выровнять изогнутый или сломанный стебель у комнатного цветка;
• приклеивать бисер и другие мелкие предметы.
Благодаря этим играм ребёнок приобретает и развивает важные навыки : наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, заключениям, а также способность давать оценки явлениям.