Ирина Коваль
Консультация для родителей «Как познакомить ребенка с родным городом»
▼ Скачать + Заказать документы
Дорогие родители!
Чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живет.
Задача родителей
1) Углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого – познакомить с ближайшим окружением. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом…
Публикация «Консультация для родителей „Как познакомить ребенка с родным городом“» размещена в разделах
2) Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронить в детское сердце искорку любви к Родине.
Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. Пусть ребенок с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется новому, которое, казалось бы, давно ему известно.
Взрослые, гуляя с ребенком, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот в конце улицы появился забор, а за ним застрекотал бульдозер. Почему?
Ребенок с помощью мамы делает предположение: наверно, здесь начинается стройка. Что это будет?
Узнаем, когда придем сюда еще и еще. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детский сад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на автобусных остановках.
Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени.
Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей – бездонно темным, витрины магазинов – особенно нарядными.
Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег; и весеннюю с искрящейся капелью; с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков; летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю – с серыми дождями.
А сколько радости возникает у дошкольника при виде праздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней!
Все эти впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ее ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном.
Четырехлетний ребенок способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Важно выучить с ребенком свой домашний адрес. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах – школа, библиотека, почта, завод, магазины и т. д. Рассказать об их названии, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольников.
Нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся.
Родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, могут поехать с ребенком на экскурсию в любую даже отдаленную часть города.
- Сопровождайте рассказ о городе наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
- Обращайтесь к детям с вопросом в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому ( можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать?
- Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения:
«Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или «Это было очень – очень – очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете»
- Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Сходите с ребенком на почту, в библиотеку, в магазин.
Познакомьте с людьми разных профессий.
Предложите ребенку сделать аппликацию «Дома на нашей улице», учите вырезать ножницами и наклеивать.
Побеседуйте с ребенком о правилах дорожного движения, познакомьте с разными видами транспорта.
Нарисуйте с ребенком рисунок «Огни нашего города».
Обратите внимание на красоту ночного города.
Расскажите ребенку о своей профессии.
Покажите фотографии.
Посетите памятники героям, павшим, защищая Родину.
По возможности, покажите ребенку парк «Дубки», железнодорожный вокзал и др.
Обратить внимание ребенка на то, что люди, которые строили наш город, очень старались, чтобы всем жителям жилось хорошо.
Расскажите ребенку о празднике Победы.
Покажите Праздничный Салют, Вечный Огонь.
Подобные беседы воспитывают в детях чувство уважения к людям, защищавшим Родину.
Поиграйте в развивающие игры для детей.
Почитайте стихи о городе Тюмень.
Рассмотрите фотоальбом «Достопримечательности Тюмени.
Данные занятия помогут в развитии речи, расширении представлений об окружающем мире, а также помогут в воспитании чувства любви, гордости и уважения за свою страну,
за свой горд.
Воспитывать любовь к родному городу – значит связывать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами.
В. А. Сухомлинский говорил:
«Красота родного края – это источник любви к Родине…. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
Поиграйте в игры
Игра «Кто подберёт больше слов»
Цель: Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам Златоуста.
Ход игры: Взрослый называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения-прилагательные. Например, Златоуст (красивый,, большой, любимый и т. д.); мемориал какой? Река? какая? Городской пруд какой? И т. д.
Игровое упражнение «Продолжи»
Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Златоуста.
Примерные фразы для продолжения: - Наш город называется….
- Жителей нашего города называют…
- В краеведческом музее много…
- В нашем городе есть…
- Я люблю свой город за то, что он…
Игра «Найди отличия»
Цель: Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.
Ход игры: Взрослый предлагает сравнить жителей старого и современного города : как выглядели и одевались; как и где работали мужчины; как и где работали женщины; во что играли дети; старинные улицы и современные и др.
Прочитать стихотворение
«И мужество, и подвиг,
И доброта, и труд
Навечно в нашем городе,
С людьми его живут».
***
Есть на свете город
Зовут его Тюмень.
И говорить о нем, друзья,
Я могу весь день.
***
Тюмень, как целая страна,
Добра, светла, сильна.
Тайга, снега и холода
И длинная зима.
***
Но нам морозы не страшны
Нас греют нефть и газ.
Здесь люди добрые живут
Нет веселее нас.
***