Наталия Пимашова
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к тому, что он остается без мамы в детском саду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Как подготовить ребенка к тому, что он остается без мамы в детском саду?»
Уважаемые родители, вам предстоит сделать важный и первый шаг в жизни вашего ребенка : поступление в детский сад. Это очень важный период жизни, приобщение к социуму, вхождение в новую жизнь. К сожалению, родители пока не видят в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании их ребенка в первые годы его развития. У семей, особенно молодых, нет достаточного представления о жизни ребенка в детском саду, о созданных в ДОУ условиях воспитания и обучения. Подготовку ребенка к тому, что в садике он будет оставаться без мамы нужно начинать не ранее, чем угаснет сепарационная тревога, то есть примерно после полутора лет. Начиная с этого возраста, малыши уже не испытывают слишком сильного страха при разлуке с мамой, способны более или менее спокойно «подпускать» к себе малознакомого взрослого человека. Конечно, это не означает, что ровно в полтора года ваше чадо вдруг станет совершенно независимым от вас и начнет с радостью встречать любого гостя. Настороженность по отношению к незнакомцам может сохраняться еще довольно долго – лет до трех, а уж до конца второго года жизни будет присутствовать почти наверняка. Трудно назвать точный возраст ребенка, в котором следует «отрывать» его от мамы : одни малыши более общительны и уверены в себе, другие менее. И все-таки третий год жизни- это период, когда ребенку уже не очень полезно проводить время только с родителями. Начинать лучше из далека. Попробуйте сходить с ребенком в гости – конечно, не на шумную вечеринку! Не требуйте от него, чтобы он немедленно поразил всех своей общительностью и прекрасными манерами. Предупредите родственников и друзей, чтобы они не форсировали события, не стремились с порога «подружиться» с малышом. Всякий раз, когда ребенок встречается с незнакомым или малознакомым взрослым, давайте ему возможность присмотреться к этому человеку. Пусть малыш сидит у вас на коленях или даже прячется за вашу спину. Возможно, убедившись в том, что незнакомый человек не представляет опасности (ведь вы-то его не боитесь, через некоторое время он сам подойдет к нему, чтобы познакомиться. Не исключено, что для этого понадобится не одна, а несколько встреч. Важно, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно устанавливать дистанцию и темпы ее сокращения. Постепенно малыш будет узнавать, что на свете есть и другие хорошие взрослые люди, кроме мамы с папой и бабушки с дедушкой. Кому- то может показаться, что все это имеет мало отношения к детскому саду, куда ребенок пойдет через год, а то и два. На самом деле такое последовательное, спокойное приучение малыша к посторонним взрослым имеет огромное значение для благополучной адаптации его и в детском саду, и в обществе! После того как вы убедились, что в вашем присутствии ребенок спокойно общается с другими взрослыми, можно попробовать оставить его с кем-то из знакомых уже без вас. На роль временной «няни» лучше всего подойдет даже не бабушка, с которой малыш и так, наверное, проводит немало времени, а какая-нибудь ваша подруга. Для начала достаточно оставить ребенка на час-другой, постепенно время можно увеличивать. Главное, всегда говорите малышу, когда вы вернетесь – каким –то загадочным образом даже совсем маленькие дети очень хорошо чувствуют время, -и, конечно, сдерживайте свое обещание. Таким образом, малыш будет понимать, что ваше временное отсутствие – совсем не катастрофа и что вы всегда возвращаетесь к нему. Если есть у вас возможность, вы можете походить с малышом в какой-нибудь игровой центр. Там много соблазнительных игрушек и пособий, которые привлекают внимание ребенка : заинтересовавшись ими, он забывает о том, что должен цепляться за вашу руку! Сначала в сферу его интереса попадают старшие дети, потом только ровесники. Так что, если ребенок, не обращает внимание на сверстников, человечки такого же роста, ему пока не интересны. Гуляя с ребенком на детской площадке, ни в коем случае не настаивайте на том, чтобы он влился в детский коллектив. Пусть играет один в сторонке, но время от времени он будет обращать внимание на других детей. Рано или поздно он начнет играть с ними.
Публикация «Консультация для родителей „Как подготовить ребенка к тому, что он остается без мамы в детском саду?“» размещена в разделах
Адаптация к условиям жизни в детском саду может пройти достаточно безболезненно, если соблюдать некоторые правила. Самое главное и первое правило: родители должны быть сами спокойны и уверенны в своих действиях. Доверяйте людям, с которыми придется оставить своего ребенка. Если мама или бабушка ведут в детский сад ребенка сами со слезами, то лучший совет в этом случае, повернуться и уйти домой! Да, да! Именно так! В дошкольном возрасте, а особенно в раннем дошкольном возрасте, ребенок очень сильно эмоционально связан с мамой и глубоко чувствует ее состояние. Представьте себе, малыш и так возбужден, незнакомая обстановка, незнакомые люди, он не знает, что ему ожидать, а тут еще и мама поему-то волнуется. Что делать вашему малышу, если самый главный и любимый человек отчего-то чуть не плачет?
Так что совет первый: доверяйте педагогам!
Когда наступает такой момент, маме предлагаем подождать ребенка в раздевалке. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает малыша в том, что она ненадолго отлучится и придет за ним. Не оставляйте ребенка в саду на целый день! Первую неделю водите его на 2-3 часа, затем время увеличивайте. Важно при возвращении мамы обратить внимание малыша на то, что мама не обманула, действительно отлучилась на какое-то время и вернулась к нему. Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Если малыш спокойно зашел в группу, радуйтесь, не стойте в дверях, малыш может заплакать и вернуться назад, тогда процесс расставания может стать болезненным. Не стоит расстраивать своего ребенка. Конечно, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать. Если ребенок с трудом расстается с мамой, то желательно несколько дней пусть отводит папа. Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении сада – неделя дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться. Будьте во время процесса адаптации ребенка внимательны и терпимы с ним. В привыкании к новым условиям и обстановки важную роль играет возможность «интимизировать» : принесите с собой игрушку, она поможет отвлечься ему от расставания с близкими, он будет чувствовать себя более спокойно, комфортно и безопасно. Подробно расспрашивайте воспитателей о проведенном дне в детском саду, что делал ребенок, как он себя чувствовал, какие возникли проблемы. Попытайтесь вместе с ними найти пути выхода из трудных ситуаций.
Если ребенок сам выразит желание пообедать или поспать вместе с другими детьми, адаптационный цикл закончится быстрее. Собираясь в детский сад, ребенок уже знает, что будет находиться в группе один, без мамы, и заранее на это согласен. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает в игру. У современных детей очень высокий уровень тревожности, будьте готовы к тому, что даже при средней степени адаптации ребенок, который просился на горшок будет приходить с мокрыми штанишками, постепенно все войдет в норму, не стоит акцентировать на этом внимание. Необходимо время для укрепления этапа завершения адаптации. Здесь важное значение имеет стабильность группы: с детьми всегда знакомый воспитатель, последовательность видов деятельности.
Итак, вывод:
1. Доверяйте педагогу, с которым придется работать.
2. Заранее поговорите с педагогом об условиях и режиме в детском саду и постепенно приблизите эти условия к домашнем.
3. Ограничите просмотр телевизора, компьютера, больше гуляйте.
4. Постепенно говорите ребенку, вы его любите для него это очень важно.
5. И конечно же, улыбайтесь, позитивно настроенная мама, лучшая помощь в адаптации ребенка к детскому саду.