Эля Прудских
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.
Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны.
Научите ребенка самостоятельно принимать решения.
Публикация «Консультация для родителей „Как подготовить ребенка к школе“» размещена в разделах
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения.
Общий кругозор
7-летний ребенок уже может без запинки назвать :
свое имя, фамилию и отчество;
свой возраст и дату рождения;
фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
свой домашний адрес – город/поселок, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
страну в которой живет и ее столицу;
основные достопримечательности своего населенного пункта
основные цвета и их оттенки;
части тела человека;
предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
профессии, виды спорта;
виды наземного, водного, воздушного транспорта;
известные народные сказки;
великих русских поэтов и писателей (Пушкин А. С., Толстой Л. Н., Тютчев Ф. И., Есенин С. А. и др.) и их самые известные произведения
должен знать правила поведения в общественных местах и на улице
Все эти знания ваш ребенок может получить при постоянном общении с вами, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг.
Окружающий мир
Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо :
различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т. д.);
знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности ;
знать названия 2-3 комнатных растений;
знать названия овощей, фруктов, ягод;
иметь представление о различных природных явлениях;
называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года, стихи и загадки о временах года.
Развитие речи (подготовка к освоению грамоты)
Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т. е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:
четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
выделять определенный звук в слове интонацией;
отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
определять количество и последовательность звуков в коротких словах;
произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
называть слово по его порядковому номеру в предложении (повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
знать разницу между гласными и согласными звуками;
называть группу предметов обобщающим словом (яблоко, груша, апельсин – это фрукты);
отвечать на вопросы и уметь их задавать;
составлять рассказ по картинке;
последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
составлять описательный рассказ о ком либо или о чем либо ;
составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
отгадывать загадки.
Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное,что увеличивает словарный запас ребенка. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутыми фразами, уточняйте детали и его мнение. Задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если?» и т. п.
Должен ли первоклассник уметь читать?
Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.
Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать из звуков слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев, а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам.
Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.
В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Играйте в слова: называйте слова на определенный звук или те, в которых он встречается, составляйте слова из заданного звука, разделяйте слова на слоги или звуки.
Слух, зрение, внимание, память, речь
Здесь дошкольнику нужно уметь :
• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
• точно копировать простой узор;
• описывать по памяти картинку;
• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
• пересказать услышанный рассказ;
• составлять рассказ по картинке!