Анна Маркелова
Консультация для родителей «Как поддержать игру детей в домашних условиях или «Играть нельзя запретить»
▼ Скачать + Заказать документы
Маркелова Анна Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 7». Консультация для родителей.
Играть нельзя запретить
Игра для дошкольника – ведущая деятельность, в которой не только происходит развитие ребёнка, но и в целом формируется его личность. Речь идёт о спонтанной свободной игровой деятельности детей. Как это понимают взрослые? Одни родители поощряют свободные игры детей, считая их забавой, развлечением и способом отвлечения детей от шалостей, заполнения свободного времени («чтобы ребёнок был при деле»). Стараясь организовать детскую игру, они покупают всевозможные пособия, игры и игрушки. Тем не менее, игрушек у детей много, а игры как деятельности нет. Другие родители считает свободную игру дошкольников пустой тратой времени, поэтому с ранних лет пытаются загрузить жизнь ребёнка всевозможными занятиями. По их мнению, «лучше занять ребёнка чем-нибудь полезным, тем, что в последствии ему обязательно должно пригодиться, и это он сейчас не хочет, а потом мне спасибо скажет». Принесут ли такие занятия пользу для развития способностей дошкольника? Возможно, сейчас, в дошкольном возрасте, ребёнок, владеющий номинальными энциклопедическими знаниями, и кажется нам эрудированным и имеющим преимущества перед детьми, проводящими большую часть времени в игре. Однако на длинной дистанции такие дети оказываются совершенно не готовыми к жизни в социуме. Так, например, ребёнок, чётко зная названия всевозможных государств и их столиц, совершенно не ощущает своей гражданственной принадлежности и национальной идентичности. А малыш, распевающий английские песенки и радостно выкрикивающий английские названия животных, цветов, форм, оказавшись в англоязычной стране, не способен вступить в диалог с иностранцем ни на одном из изучаемых языков.
Публикация «Консультация для родителей „Как поддержать игру детей в домашних условиях или „Играть нельзя запретить“» размещена в разделах
Есть и третья категория родителей – те, что с интересом наблюдают детскую игру, чьё желание поддерживать и развивать дошкольника в игре вызывает уважение и желание сотрудничать у современных педагогов – настоящих хранителей детства. Материалы данной статьи могут быть для них полезны, послужив подспорьем в организации игрового развивающего пространства для ребёнка дома.
В младшем дошкольном возрасте важно организовать игровое пространство таким образом, чтобы у детей была возможность для индивидуальной режиссё рской игры на разных уровнях и поверхностях: столик, пуф, ступенька лестницы, диван, магнитный мольберт или стена. Наличие дома гладких и шероховатых, плоских и рельефных обозримых пространств для игры, а также действия с разными игрушками и заместителями (деревянными, металлическими, пластмассовыми, бумажными, тканевыми, из природного и бросового материала и др., разных форм, цветов и размеров) решает задачи из области познавательного ( развитие сенсорного восприятия и формирование сенсорных эталонов: цвет, размер, форма, фактура) и физического развития детей (они свободно перемещаются, выполняют разнообразные действия, играют на разных уровнях). Беседы родителей с детьми обо всём, что их окружает, провоцируют детей на создание таких игровых сюжетов, проживая которые, ребёнок в игре прочно усваивает актуальное и значимое. Организуя дома пространство игры таким образом, родители могут быть уверены, что в игре ребёнок решает задачки из зоны ближайшего развития, а значит развивается сам, без специально организованных занятий.
Создавая пространство для развития и поддержки образной игры детей 4 – 5 лет, родителям важно понимать, что любой образ можно создать без излишней детализации. Шарф, кусок ткани, любой, ставший ненужным в быту, атрибут, может лечь в основу детского образа. Взрослый может поддержать играющего малыша, любопытно расспрашивая его, как бы детализируя созданный ребёнком образ. А ещё важно, познакомив ребёнка со сказкой или посмотрев с ним спектакль, мультфильм, обсудить встретившиеся ему образы, повадки зверей, их характеры, внешние особенности. Ближе к 5 годам важно познакомить ребёнка с профессиями родителей, близких: по возможности, взять к себе на работу и провести экскурсию в банк, в магазин, на почту, и др. На данном этапе имеет огромное значение внутренний мир взрослых, их взаимоотношения, отношение к труду и окружающему. Дети копируют манеру родителей общаться с окружающими, фразы, поступки, трудовые действия, и всё это переносят в свои игры, закрепляя тем самым накопленный опыт поведения, формы отношений. Образная игра, помимо прочего, способствует физическому развитию детей, ведь образ иногда требует от ребёнка встать на четвереньки, подпрыгнуть, присесть, а ещё речевому развитию (звукоподражание способствует формированию звуковой культуры речи). Иными словами, возраст 4-5 лет – это когда ребёнок отражает свои представления об окружающем мире через образы, «проживает несколько жизней». А задача взрослых на данном этапе – поддержать игру ребёнка, и тогда снова можно говорить о том, что малыш развивает себя сам в игровой деятельности.
К пяти годам дети начинают играть в сюжетно-ролевые игры. Освоив на предыдущем этапе образы и действия, дети начинают игровое взаимодействие, что ведёт к формированию универсальных действий из сферы социальных отношений. Знакомя детей с произведениями художественной литературы, просматривая вместе фильмы, слушая музыку, мы углубляем восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и др. средства раскрытия образа). Так дети самостоятельно учатся взаимодействию, эмпатии, развивая в игровой деятельности эмоциональный интеллект.
К 6 – 7 годам у детей сформировался достаточный опыт и появляется необходимость действовать по правилам (сначала носителем правил и «третейским судьёй» выступает взрослый, а затем дети «загораются» правилотворчеством). Дома можно поиграть с детьми в игры с правилами из нашего детства («Морской бой», «Шашки», «Шахматы», «Пятнашки», «Кубик Рубика» и др.). Огромный азарт и желание придумывать свои правила возникают у детей при создании вместе с родителями самодельных игр-бродилок. Определение количества ходов и сами ходы ведут к развитию математических представлений. Игры с правилами требуют развития произвольности движения: в «Классиках» прыгать на чётные, в «Пол – это лава» постоянно передвигаться, подпрыгивать, двигаться по ограниченной поверхности и взбираться на возвышения. Это решает задачи из области физического развития. А самостоятельное изготовление детьми игр-бродилок – хороший потенциал для художественно-эстетического развития дошкольников. На данном этапе предпосылкой формирования учебной деятельности служит именно игра. Это в играх с правилами рождается та самая произвольная деятельность, сформированность которой служит сигналом о готовности ребёнка к поступлению в первый класс.
Такая организация игрового пространства, а также мудрое взаимодействие с ребёнком является необходимым и достаточным условием возникновения режиссёрской игры нового уровня. Ребёнок сворачивает многие игровые действия во внутренний план, может развивать одновременно несколько сюжетных линий, в уме проектирует игровые ходы, строит сложные конструкции, использует большое количество заместителей. Это результат содержательно прожитого ребёнком дошкольного детства. Внутренний план действий, или просто способность выполнять действия в уме, является одной из универсальных характеристик человеческого сознания и представляет собой ключевое условие для развития интеллекта. Таким образом, игровая деятельность имеет мощное влияние на все стороны психического развития ребёнка дошкольного возраста.