Скрипова Наталья
Консультация для родителей «Как научить ребенка использовать предлоги в речи»
Как правильно научить ребенка использовать предлоги в речи.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня я хочу рассказать вам, как в игровой форме познакомить ребенка с предлогами.
Предлоги очень важная часть речи. Без них невозможно правильно построить предложение и соответственно правильно передать нужную мысль. Если к началу школьного обучения ребенок не усвоил предложные конструкции, а именно – неправильно употребляет предлоги или вообще не использует их в своей речи, это может явиться причиной нарушений чтения и письма.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка использовать предлоги в речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Предлоги. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Предлоги нужны для того, чтобы обозначать положение предметов в пространстве. Ознакомление с предлогами важно начинать в правильной последовательности. На первом этапе знакомим с предлогами через игровые приемы с телом ребенка, поскольку пока ребенок не проработает положение собственного тела в пространстве, ему будет тяжело понять расположение предметов в пространстве, а в дальнейшем тяжело сориентироваться на плоскости (т. е. по картинкам).
Освоение предлогов нужно начинать с простых предлогов, таких как: в, на, под, из. Как только ребенок овладеет простыми предлогами можно подключать сложные предлоги, такие как: из-за, из-под, над, между, перед и др.
Посмотрим, как это выглядит на практике.
Л. Саша, ты любишь играть?
С. Да
Л. Давай поиграем с тобой в необычную игру. Ты будешь прятаться, а я буду говорить тебе, куда нужно спрятаться. Но ты должен рассказать мне, где ты спрятался.
С. Хорошо
Л. Саша, прячься в коробку.
Саша залезает в коробку
Л. Где ты спрятался?
С. Я спрятался в коробке.
Л. Вылезай из коробки
Саша вылезает
Л. Откуда ты вылез?
С. Я вылез из коробки.
Л. Можно поместить ребенка в чемодан, в кресло, в машину, чтобы он понимал, что он находится в каком-то пространстве. Если ребенок маленький, то даем только предлог «в», если постарше, спрашиваем, откуда ты выходишь? Из машины, из ванной. Встань за папу. Где ты стоишь? За папой. Ребенка постарше можно спросить: Откуда ты выглядываешь? Из-за папы. Встань между столом и кроватью. Где ты стоишь? Между столом и кроватью. Что над твоей головой? Над головой люстра. Что под ногами. Под ногами пол. Подобные игры нужно проводить и на улице.
Л. Саша, спрячься, пожалуйста, под стол.
Реб. Прячется под стол
Л. Саша, где ты находишься?
С. Я нахожусь под столом.
Л. Вылезай.
Л. Если ребенок маленький, то даем только предлог «В». Если постарше, спрашиваем, откуда ты вылез?
С. Я вылез из-под стола.
Л. Саша спрячься за кресло.
Саша прячется
Л. Саша, где ты спрятался?
С. Я спрятался за креслом.
Л. Откуда ты вышел?
С. Я вышел из-за кресла.
Л. Потом переходим к различным предметам. Пингвин где? В машине, в кузове. Откуда достанем пингвина? Из машины
Л. Саша давай поиграем еще в одну игру
Игра «Волшебный мешочек».
Ребенок достает из мешка игрушку. Кто это? Курочка. Где была курочка? В мешке. Откуда достали курочку? Из мешка. Так можно отработать 10 -11 предметов. Дома обязательно прорабатывать предлоги на бытовом уровне. Где обувь? В обувнице. Где стоит молоко? В холодильнике. Откуда достал молоко? Из холодильника.
Игра «Книга и карандаш».
Л. Если ребенок маленький можно взять его любимые игрушки
В игах с игрушками (или предметами) важно соблюдать последовательность. Сначала мы просим ребенка показать где, что лежит. Потом просим его поместить предмет в нужном пространстве. Затем мы манипулируем с предметами и просим ребенка объяснить, где он находится.
Л. Саша покажи, где лежит карандаш в книге, под книгой, на книге, где карандаш выглядывает из-под книги, где карандаш за книгой, где карандаш выглядывает из-за книги.
Саша выполняет
Л. Саша положи карандаш в книгу, под книгу, на книгу, положи так, чтобы карандаш выглядывал из-под книги.
Саша выполняет
Л. Теперь спрашиваем ребенка, где находиться карандаш (взрослый производит различные действия с предметом? Где карандаш? Саша отвечает. Карандаш над книгой, в книге, на книге и т. д
Саша выполняет, проговаривая предложения с предлогами.
Л. И последний этап освоения предложных конструкций – освоение предлогов на плоскости, по картинному материалу.
Саша и последняя игра. Ответь на вопросы по картинкам.
Л. Например, возьмем сложные предлоги : «над», «между», «из-за». Где летит самолет? (над озером). Где летят птицы? И т. д
Можно использовать иллюстрации к сказкам, например к сказкам «Репка», «Теремок».
Спасибо за внимание! Играйте со своими детьми. Успехов вам в обучении.