Елена Ширшова
Консультация для родителей «Как без угроз и крика добиться, чтобы дети вас слушались»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как без угроз и крика добиться, чтобы дети вас слушались»
В современных семьях случаются ситуации, когда ребенок не хочет слушаться. На уговоры сил нет, хвататься за ремень или орать – непедагогично… Как быть? Вот несколько советов, как поступить в таких ситуациях.
1. Остановиться и подумать.
Публикация «Консультация для родителей „Как без угроз и крика добиться, чтобы дети вас слушались“» размещена в разделах
Прежде чем делать какие-то движения в адрес ребенка, сделайте паузу и подумайте: что именно вам сейчас не нравится? Превратите эмоции в слова, четко сформулируйте мысль, прежде чем начать разговор. Когда мы говорим на повышенных тонах, информация редко достигает адресата. В психологии есть такое выражение – «отключаются уши». И напротив, включается система защиты: ребенок начинает сопротивляться или изображать, что он нас вообще не слышит.
2. Говорить глаза в глаза.
Нужно, чтобы ребенок видел ваше лицо. Четко, со спокойной артикуляцией скажите, что вы хотите от него. Все: и взрослые, и дети – ценят внимание. Если мы, взрослые, станем говорить, стоя друг к другу спиной, это ведь будет неуважительно, правда? Так же, когда вы поворачиваетесь к ребенку, вы показываете: да, у меня есть для тебя время. Тогда и ребенок не будет пропускать мимо ушей ваши просьбы и замечания.
3. Обойтись без «нельзя».
Мы часто употребляем такие слова: «Не делай так! Нельзя!» Но есть простое упражнение для родителей; закройте глаза и представьте себе слона. А теперь представьте частицу «не». Как она выглядит? Буковки? Но перед вами ребенок, который не умеет читать и не знает никаких буковок. Он мыслит образами. Поэтому, когда мы говорим «слон», ребенок видит слона. А когда мы говорим «не делай…» - ребенок опускает частицу «не» и слышит все остальное. «Не кричи» - он кричит. «Не беги» - он бежит. Как же поступить? Вместо «нельзя» говорить «можно», объясняя, что нужно делать в конкретной ситуации. Например, ваш ребенок побежал через дорогу. Не кричите «нельзя!», а скажите: «Можно переходить дорогу только с мамой». Ребенок эту формулировку запомнит и будет так поступать. Но, увы, чаще всего взрослые разговаривают с ребенком либо приказами («Тише! Встал! Сделал!», либо излишне частыми просьбами («Говори тише, пожалуйста»). Но ведь на просьбу можно реагировать по-разному. И ребенок вправе отказаться ее выполнять. Если мы просим малыша о чем-то в конфликтной ситуации, это должна быть точно не просьба. Но и не приказ – жесткая форма общения, нарушающая личностные границы. Что же выбрать? В данной ситуации поможет инструкция. Вместо «не беги по лестнице – упадешь» произносим «по лестнице ходят спокойно». И ребенок на автомате будет делать это. Если повторять угрозу «ты упадешь на лестнице», ребенок это зафиксирует и непременно упадет.
4. Забудьте на время про имя.
Часто в порыве гнева родители говорят ребенку : «Саша, убери наконец свои игрушки!» - начиная обращение с имени. Забудьте про такую форму! Почему? Потому что к своему имени человек должен относиться не как к наказанию, а как к поощрению. Обратитесь как-то иначе: «Малыш, пора убрать игрушки, им хочется в домик». А вот если хотим похвалить, используйте имя: «Да, Саша, ты молодец, у тебя все получилось!» И на этом зафиксируйте внимание, закончив обсуждение проблемы. И не говорите: «А помнишь, ты боялся…»
5. Запрет на шантаж.
Многие любят фразу типа «если ты не принесешь мне тапочки, я на тебя обижусь». Но такие фразы говорят о том, что мы не любим своего ребенка бескорыстной любовью. И если мы не хотим, чтобы наши дети, когда подрастут, шантажировали нас подобным образом («не купишь телефон – уйду из дома», не показывайте дурного примера.