Получи документы

Консультация для родителей «Источники волнения у детей»

Кравцова Евгения Михайловна
Консультация для родителей «Источники волнения у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Родители понимают, что каждому ребёнку свойственны в той или иной мере страхи и тревога. Однако дети не могут знать, в чём причины этих эмоций. Родители часто удивляются: «Почему мой ребёнок пугается, боится чего-то? Ведь нет оснований для страха!».

Полезно знать некоторые источники беспокойства у детей и способы, как с ними справиться.

Волнение от страха быть брошенным

Самый большой детский страх – быть брошенным своими родителями.

Публикация «Консультация для родителей „Источники волнения у детей“» размещена в разделах

«Самый большой ужас вселяется в ребёнка, когда его не любят, и отверженность есть самый ад его страхов… С отверженностью приходит гнев, а с гневом – месть в виде того или иного преступления. Один ребёнок, которому было отказано в любви, убивает кошку и прячет концы в воду, другой крадёт деньги, чтобы купить любовь, а третий завоёвывает мир, и всегда грех и месть порождает ещё больший грех».

Джон Стейнбек

Ребёнку никогда нельзя угрожать тем, что он может быть брошен, - ни в шутку, ни в гнев. Такие заявления возбудят в ребёнке затаённый страх, что его могут бросить. У ребёнка разыгрывается фантазия, будто он остался один во всём мире. Дремлющий в их душах страх быть брошенным тотчас просыпается. Как уже говорилось, ребёнка надо щадить. И если надо разлучиться на какое-то время, этому должна предшествовать определённая подготовка. Дети переживут стресс от разлуки легче, если будут заранее подготовлены. Тщательная подготовка требует более подробных объяснений, а также общения с ними на их языке игрушек и игр.

Волнение от ощущения обиды

Как намеренно, так и неумышленно родители вызывают чувство обиды в детях. Это чувство, подобно соли, является важной составляющей в нашей жизни, но только в небольших дозах. Когда ребёнок нарушает правила поведения, за этим должны следовать порицание и чувство обиды. Однако, когда ребёнку запрещено иметь негативные чувства или «непристойные» мысли, у него возникает чувство обиды и волнение. Чтобы не вызывать это чувство понапрасну, родители должны относиться к детским нарушениям морали так же, как поступает механик, которому предстоит чинить автомашину. Он не порицает владельца машины, а выясняет, что именно нуждается в ремонте. Он не ругает стук, скрип или скрежет, а использует их как средство для диагностики. Он спрашивает себя: «Что может послужить источником этих симптомов?».

Детям приятно внутренне осознавать, что они вольны действительно думать так, как им нравится, не опасаясь утратить родительскую любовь и одобрение.

Волнения из-за отказа в самостоятельности

Когда ребёнку не дают заниматься тем или иным делом или нести ту или иную обязанность, к которой он считает себя готовым, внутри него начинает клокотать обида и негодование. А это, в свою очередь, может привести к мыслям о мести. В результате – внутренне волнение.

Маленькие дети медленно приобретают необходимые навыки. Лучший способ помочь им – терпеливо ждать и делать небольшие комментарии по поводу трудности стоящей перед ними задачи: «Да, надевать сапоги непросто».

Такие комментарии помогут ребёнку в любом случае, увенчаются его труды успехом или нет. Если увенчаются, он будет познавать удовлетворение от того, что справился с трудной задачей, а если нет, то утешится тем, что родители понимают, какая это была трудная задача.

В обоих случаях ребёнок ощущает симпатию и поддержку, а это ведёт к более интимной близости между ним и родителями. Ребёнок не чувствует себя ущербным из-за того, что не справился с задачей.

Важно, чтобы жизнь ребёнка не регламентировалась требованиями взрослых к эффективности действий. Эффективность – враг инфантильности. Она слишком дорого обходится, выражаясь языком «эмоциональной экономики» ребёнка. Она истощает его, сдерживает рост, подавляет интересы и может привести к эмоциональному «банкротству».

Волнение из-за трений между родителями

Когда родители ругаются, дети переживают сильное волнение и обиду – волнение из-за того, что мир и спокойствие в доме поставлены под угрозу, а обиду из-за их действительной или воображаемой роли в семейном скандале. Оправданно или нет, дети считают себя причиной домашнего переполоха. Дети не остаются на нейтральными в этой «гражданской войне». Они принимают сторону либо отца, либо матери. Психосексуальные последствия вредны для обоих. Когда мальчик отвергает мать, а девочка – отца, ребёнок может вырасти подозрительным и враждебным к любому представителю противоположного пола.

Когда родители вынуждены в конкурентной борьбе друг с другом завоёвывать любовь ребёнка, они зачастую пользуются непедагогичными приёмами – подкупом, лестью, ложью. В результате ребёнок вырастает с раздвоенной преданностью. Они привыкают манипулировать родителями, использовать их для своих целей, прибегают к заговору и шантажу, шпионажу и сплетням. Они приучаются жить в мире, где чистота и честность – обуза и помеха, где поощряется и вознаграждается психопатическое поведение.

Волнение из-за препятствий для физической активности

Во многих семьях у детей не хватает места для моторной активности. Тесная квартира и дорогая мебель не позволяют детям лазать, бегать и прыгать. Ограниченные в передвижении дети накапливают напряжение, что выливается в волнение. Решение кроется в самой проблеме. Маленькие дети нуждаются в выходе своей энергии, в физической активности. Им нужна специальная комната для игр. Это обеспечит ребёнку не только физическое, но и психическое здоровье.

Волнение из-за страха смерти

Для взрослых трагедия смерти заключается в необратимости этого акта. Ребёнок не в состоянии понять, что люди умирают навечно, что ни всесильные родители, ни его детская молитва не в силах вернуть кого-либо к жизни. Он начинает чувствовать себя брошенным, лишённым любви. Некоторые родители стараются защитить своих детей от боли и горя, связанных с потерей любимых. После смерти рыбок или черепашек они спешат заменить их новыми в надежде, что ребёнок не заметит подмены. Какой урок вынесет для себя ребёнок? Он может заключить, что потеря любимого существа не имеет важного значения, что замена всегда лёгка и проста.

Когда кто-то умер и ребёнку не объяснили, что произошло, он может остаться под пеленой невыразимого волнения. Он может заполнить пробел в знании страхом или собственными измышлениями, обвинить самого себя в утрате.

Первый шаг, чтобы помочь ребёнку пережить утрату – позволить ему открыто выразить свои страхи, фантазии, чувства. Покой и утешение приходят, когда он поделится своими глубинными чувствами с благодарным слушателем. Родители могут также помочь ребёнку выразить словами те чувства, которые ему трудно сформулировать самому.

Если ребёнку преподнести факты просто и честно, сопроводив их дружеским объятием и любящим взглядом, он почувствует себя спокойнее и увереннее. Такой подход эффективен, когда родители сами воспринимают реалии жизни и смерти. Во всех трудных ситуациях поступки говорят лучше, чем слова.

Страх, тревога, тревожная личность

Детские страхи – распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления страхов разнообразно. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем, зовет маму, требует, чтобы взрослые спали с ним. Другие боятся остаться в комнате одни, боятся смотреть «страшные» мультфильмы, боятся темноты, иногда дети боятся за родителей, тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится.

Если в поведении ребенка возникли и укрепились страхи, значит в общении с родителями, в воспитании допущены какие-то ошибки. Родителям нужно присмотреться к ребенку, заметить все ситуации, когда проявляются страхи. Прежде всего, надо ответить на вопросы, что вызывает страх, какова личность ребенка, его характер. Для правильной помощи ребенку в преодолении страхов необходимо разделять понятия страха, тревоги и тревожной личности.

Страх – специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации.

Каждому взрослому человеку свойственно чувство страха, так как эта способность имеет большое значение для сохранения, как человеческого вида, так и жизни отдельного организма. Бесстрашие, точнее, храбрость – это способность человека, связанная с развитием воли, представляющая собой умение преодолевать страх. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.

От переживания страха следует отличать состояние тревоги.

Тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать, или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности.

Если страх одинаково присущ всем, то тревога проявляется у разных людей по-разному. Степень тревожности, испытываемая ребенком, непосредственно связана со стилем его воспитания.

Формированию усиления тревожности способствует повышенная родительская требовательность при недостаточном учете возможностей ребенка. Ребенок постепенно приходит к ощущению, что он постоянно не соответствует предъявляемым требованиям, «не дотягивает» до них. Такая ситуация может возникнуть вне связи с уровнем достижений ребенка: ощущение несоответствия требованиям может возникнуть у любого ребенка. Постепенно переживания ребенка могут зафиксироваться, стать устойчивой чертой личности. Для таких детей характерны пассивность, недостаточная самостоятельность, склонность не действовать, а мечтать, фантазировать, дети скорее в одиночестве придумают себе фантастические приключения, чем будут активно стремиться к накоплению реального опыта в совместных занятиях с другими детьми.

Ели родители, чьи дети испытывают страхи, внимательно приглядятся к их привычкам, характеру, они обязательно заметят проявления такой повышенной тревожности, увидят черты тревожной личности.

Тревожность и страхи связаны. Страхи характерны для поведения именно тревожных детей.

Тревожный ребенок постоянно находится в состоянии повышенной тревожности, он ощущает, что «не дотягивает» до требований родителей, что он не такой, каким его хотели бы видеть. Тревожность может фиксироваться также потому, что наряду с требованиями к ребенку, он может оказаться в ситуации повышенного оберегания, чрезмерной заботы, предосторожностей. Тогда у ребенка возникает ощущение собственной незначительности. Ребенок начинает думать о себе как о чем-то бесконечно малом и уязвимом, а окружающий мир наполняется опасностями.

Неуверенность ребенка возникает часто и при противоречивых требованиях, когда отец задает высокие требования, а мать склонна занижать их и все делать за ребенка. Все это повышает неспособность ребенка к принятию решений и усиливает чувство опасности, чувство повышенной тревожности.

И теперь достаточно любого относительно нейтрального раздражителя, чтобы постоянное ощущение тревожности как бы «нашло себя», ребенку необходимо найти какой-то непонятный для него источник неосознаваемых в своей причине тягостных переживаний тревоги. «Кристаллизация» чувства повышенной тревожности на определенном объекте превращает неопределенную тревожность в конкретный страх. Именно поэтому для одних детей мультфильмы с людоедом или сказки про бабу-ягу – забавное развлечение, а для других – образы, вызывающие острый страх.

Можно ли смотреть детям «страшилки»? если ваш ребенок не испытывает повышенной тревожности, ему не страшны ни кинофильмы, ни сказки. Если ребенок находится в состоянии повышенной тревожности, то любой случай может стать поводом к тому, что страх приобретет конкретный характер. Ребенок может услышать шум драки и начнет бояться выходить на улицу; из разговора узнает, что обокрали соседей, и станет бояться воров; посмотрел мультик и начал бояться волка и т. д.

Причинность многих детских страхов не в устрашающих образах как таковых, а в лежащей за ними повышенной тревожности, ослаблении чувства безопасности, причины которых – неправильные взаимоотношения с родителями.

Как помочь ребенку преодолеть страх

Когда у ребенка возник конкретный страх, значит, ему стало легче: переживания нашли свое внешнее проявление. Теперь он может на что-то пожаловаться, попросить помощи. Однако понятно, что помочь ребенку можно только в том случае, если устраняется сама внутренняя причина, вызвавшая страх. Но родители обычно направляют свои усилия на борьбу с конкретным страхом, с тем, чего именно боится ребенок – это ошибка.

Ошибочны и попытки родителей дискредитировать страх, показать ребенку его нелепый характер. Мама включает и выключает свет, демонстрирует, что в комнате никого нет, папа залезает под кровать и убеждает ребенка, что никаких страшных зверей нет, родители объясняют ребенку, как хорошо работает милиция, какие прочные в квартире замки, как бы уверяя ребенка, что ему не угрожает никакая опасность.

Такие воздействия бесполезны – они не затрагивают причинность состояния ребенка, а вред наносят. Ведь если ребенок с повышенной тревожностью начал испытывать страх, конкретный страх, это приводит к облегчению его внутренних переживаний. Он обращается за помощью к родителям, а они начинают своими действиями как бы косвенно убеждать ребенка, что его страх все же имеет какие-то основания: не зря же мама показывала все предметы в комнате, а папа освещал все фонариком, ведь есть же на свете настоящие волки, а не только волки на экране, а вполне возможно, что замок сломается и милиция не успеет подоспеть вовремя.

Короче говоря, пытаясь показать ребенку нелепость его страхов, родители обычно получают обратный эффект, еще более фиксируют страх, заставляют ребенка находить все новые и новые обоснования своих беспокойств.

Что делать? Главное – это устранить основные причины повышения общей тревожности ребенка.

Для этого:

• заставьте себя внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом.

• Необходимо критично пересмотреть свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха».

• Родителям нужно помнить, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не в состоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности, как часто повторяющиеся неудачи.

Тогда станет ясно, по какому пути направлять свое воспитание родителям, дети которых испытывают страхи.

• Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, дать ему переживание успеха, показать, как он силен, как он может, приложив все усилия, справиться с любой трудностью.

• Полезно пересмотреть применяемые методы поощрения и наказания, оценить: не слишком ли много наказаний? Если это так, усилить поощрения, направить их на повышение самоуважения, на подкрепление самооценки ребенка, на воспитание уверенности и усиление чувства безопасности.

Помочь ребенку справиться со страхами – значит пережить совместную радость от обретенной победы над самим собой. Это будет вашей общей победой, потому что измениться нужно не только ребенку, но и его родителям. Не стоит жалеть труда, ведь награда за победу – ваш собственный ребенок.

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Грязевые и минеральные источники Нячанга. Центральный Вьетнам»Фоторепортаж «Грязевые и минеральные источники Нячанга. Центральный Вьетнам» Фоторепортаж. Грязевые и минеральные источники Ай-Ресорт в Нячанге. Центральный Вьетнам. Прочитав и посмотрев фотографии в публикации Любови.

Фоторепортаж. Святые источники России: Источник Преподобного Давида.Фоторепортаж. Святые источники России: Источник Преподобного Давида. Источник Преподобного Давида. В каждом уголке России есть места, которые всегда хочется нам увидеть, узнать историю и оставить частичку этого.

Консультация для родителей «Безопасность детей — ответственность родителей!» Безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. Важнейшая наша задача - научить ребенка ответственно.

Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей»Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей «Безопасность детей — забота родителей» Внимание, дорога! Знание правил дорожного движения - это важный момент в воспитании и формировании навыков ребёнка, это обеспечение его.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Цель - показать ребенку и родителям значимость физического.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей» Можно совершенно точно утверждать, что все любящие своих деток папы и мамы мечтают видеть их не только счастливыми, но и реализовавшимися.

Совместное творчество родителей и детей. Консультация для родителей Совместное творчество родителей и детей. Совместная творческая деятельность- интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Источники волнения у детей»
Опубликовано: 9 января 2023 в 16:00
+173Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Источники волнения у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Кравцова Евгения Михайловна (УИ 2849421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 79.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД