Наталья Гросс
Консультация для родителей «Исследовательская деятельность дошкольников в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников
Дети по природе своей - исследователи. «Почему пожелтели листья? Куда течет ручей? Зачем черепахе панцирь?» - эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир - одна из основных задач воспитателя.
Публикация «Консультация для родителей „Исследовательская деятельность дошкольников в природе“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ознакомление детей с природой начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности ребенка. Современные дети - более раскрепощенные, самостоятельные, поэтому и методы работы с ними меняются. Вербальные формы обучения уступают место экспериментированию, где у ребенка задействованы все органы чувств. В процессе исследовательской деятельности дошкольник имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это неопасно. А вот что является безопасным, что можно брать в руки и что не причинит вред здоровью - малышу определить трудно. Тут - то и нужна помощь взрослого.
При организации исследовательской деятельности с детьми воспитатель ставит следующие задачи.
1. Формирование у детей представлений об окружающей природе. Развитие способности видеть многообразие мира в системе взаимозависимостей, что в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
2. Развитие собственного познавательного опыта при использовании наглядных средств (символов, условных образов, моделей).
3. поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, критичности.
Исследовательская деятельность может включаться в следующие формы работы с детьми:
- познавательное занятие;
- совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты) в уголке «мини - лаборатория»;
- занятия по труду в уголке природы и на участке;
- игры - эксперименты и дидактические игры;
- художественно - продуктивная деятельность;
- экскурсии на природе.
- Наш опыт показывает, что для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружаюшего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а также умения анализировать и делать выводы необходимо создать условия для организации исследовательской деятельности в группе детского сада. Основные требования при создании развивающей среды в группе - безопасность, соответствие возрасту и доступность для детей. Уголок экспериментирования в группе дожжен включать: «центр воды и песка»; «мини - лабораторию» с необходимым оборудованием и природным бросовым материалом; схемы - модели алгоритмов проведения опытов; коллекции камней, песка, растений. Можно посоветовать создать информационную копилку для воспитателей и родителей : «Детские вопросы и ответы»; картотеку «Опыты и эксперименты» по возрастам; подготовить альбомы с фотографиями, аудио- и видеокассеты, дидактические игры.
- Воспитатель на занятиях использует различные методы и приемы подачи материала по принципу «от простого к сложному». Уже в младшем возрасте детям предлагается не только рассмотреть объект, но и попробовать его руками, потрясти, понюхать. Воспитатель использует отдельные поисковые действия. Например, входе наблюдения за кошкой, чтобы показать, какой корм ей требуется, предлагает положить перед животным рыбку, конфету, поставить миску с молоком. Очень важно, чтобы дети при проведении опыта были активными участниками, поэтому они сами должны положить корм для кошки, выбрать место. Куда поставить миску. После наблюдения воспитатель задает детям вопрос: «Что ест кошка?» При обсуждении результатов опыта он подводит их к самостоятельным выводам.
- Большая роль отводится играм-экспериментам. Например, в теплое время года на прогулке воспитатель проводит игры с песком. Свои действия он комментирует: «Песок мелкий, сухой - сыплется, а из мокрого можно делать пирожки». Так в процессе игры малыши знакомятся со свойствами песка. Это вызывает у детей интерес к исследованию природного мира.
- Работу с детьми по исследованию окружаюшей природы можно представить в идее схемы.
- Воспитатель выслушивает мнение каждого ребенка, а затем совместно с детьми принимает общее решение.
- Руководя исследовательской деятельностью, воспитатель создает специальные условия для решения познавательной задачи, чтобы дать возможность творческому самовыражении ребенка.