Орлова Татьяна Александровна
Консультация для родителей «Исследователи!»
▼ Скачать + Заказать документы
К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные
ощущения возникают у маленького ребёнка при лишении возможности
загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала
инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически
непреодолимым и не тормозимым.
После 5 лет начинается третий этап: детская деятельность как бы
раздваивается. Одно направление превращается в типичную игру
(деятельность в которой важен процесс, а не результат, второе – в
осознанное экспериментирование. Дети узнали, что всё можно узнать
самостоятельно, и осмысленно пользуются этим методом для приобретения
Публикация «Консультация для родителей „Исследователи!“» размещена в разделах
новых знаний. Формируется любознательность.
Осознание экспериментирование как способ познания мира, начавший
примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни. Однако
постепенно его удельный вес в пополнении банка памяти уменьшается за
счё т появления двух новых способов познания:
1) получения знаний в вербальной форме от другого человека (знакомого,
педагога, из книг)
2) установление закономерностей путём самостоятельных логических
рассуждений.
Необходимо помнить о правилах безопасности!
Природа заранее «знала» : если в ребёнка вложить инстинкт
самосохранения изначально, экспериментировать он не станет – будет
бояться. Ведь птица или бабочка при приближении незнакомого
объекта не экспериментирует, а улетает. К идее самосохранения
человек приходит через осознание. В старшем дошкольном возрасте
ответственность за соблюдение правил безопасности детьми всё так же
лежит на взрослых. Взрослые должны оберегать детей в различных
жизненных ситуациях. Но нельзя впадать и в другую крайность:
перестраховываться, лишать ребёнка возможности саморазвития.
Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной
деятельности ребенка.
Что нужно делать?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов
на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами,
предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи
мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей,
объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к
исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание
к экспериментированию.
Есть такая китайская пословица
– «Расскажи – и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму»
Она чётко показывает, что по факту так и есть.
Можно очень многое рассказывать, кажущаяся ненужной и скучной
информация забывается, но она скорее запомнится, если покажут что-то,
когда рассказывают о чём-то, а еще лучше предложат самому
попробовать.
Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и
удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг
новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных
ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он
проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками,
носом, любыми доступными ощущениями. Можно заметить, как маленькие
исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты; и как с
возрастом этот интерес к исследованиям исчезает.
Задайте себе вопросы: «Почему так происходит? Кто в этом виноват?»
А в заключении предлагаю вам - Практическую часть. Опыты
и эксперименты.
Опыт 1: «Вулканическая лава».
Понадобится: вода, растительное масло, краситель, соль, шипучая таблетка.
Налить в стакан воды, потом растительное масло, добавить краситель и
перемешать. Т. к. масло легче воды, оно будет находиться вверху и не
смешиваться с водой. Затем сверху насыпать соль (ложку). Соль тяжелее
масла и поэтому будет опускаться вниз в воду, захватывая масло. Когда соль
растворится, масло снова будет подниматься вверх. В ходе этого опыта мы
можем наблюдать реакцию похожую на вулканическую лаву. Можно
добавить шипучую таблетку для наглядности.
Опыт 2: «Подводная лодка из изюма».
Понадобится: стакан со свежей газированной водой, изюм.
Бросьте в воду несколько изюминок. Они чуть тяжелее воды и опустятся на
дно. Но на них тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие
воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что изюминки всплывут.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая изюминка
вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова
всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".
По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы
есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются,
сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо
подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается,
и рыба всплывает.