Анастасия Раевская
Консультация для родителей «Игры с песком как средство развития эмоционально-волевой и познавательной сферы дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей.
Игры с песком как средство развития эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста
Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических и воспитательно-обучающих целях.
Публикация «Консультация для родителей „Игры с песком как средство развития эмоционально-волевой и познавательной сферы дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с песком
- Игры с песком летом. Консультации
- Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мира
Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок?
Зачастую маленький ребёнок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное – ребёнок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.
Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребёнок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками, - это может стать поводом для размышления о собственной системе воспитания ребёнка, обращения за помощью к специалистам.
Перенос традиционной педагогической деятельности в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения
Во – первых, существенно усиливается желание ребёнка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во – вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».
В – третьих, в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание, а также речь и моторика.
В – четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
В – пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми: дети с нарушениями речи, агрессивные дети, тревожные дети и др.
В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции всё больше места занимают специальные техники, одни из которых - песочная терапия.
Игры, используемые в песочнице:
- Дидактические (обучающие) игры, такие как: «Чувствительные ладошки», «Отпечатки наших рук», «Что же спрятано в песке», «Сложи узор» и др. Они облегчают процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.
- Игры из серии «Песочная грамота». Они направлены на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму, активизацию речи.
-Познавательные игры. Они направлены расширить, обогатить представления детей об окружающем мире.
- Исторические игры. Такие игры позволяют узнать историю, расширить представление детей о прошлом. С помощью фигурок, конструктора дети создают на песке боевые сражения, проигрывают их, становятся участниками исторических событий.
- Проективные игры. В этих играх дети проявляют свою фантазию, творчество, воображение. Они с большим удовольствием сочиняют и разыгрывают сказки на песке.
Использование песочной игротерапии даё т положительные результаты:
- Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние : возбуждённые дети успокаиваются, становятся спокойнее. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
- Удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
- Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;
- Оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;
- Вызывает положительные эмоции (радость, удивление). Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
- Совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее. Учит их выражать свои эмоции в безобидной форме.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающей и обучающей деятельности. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.