Ирина Картамышева
Консультация для родителей «Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Что понимают под словом «Агрессия?»
Детская агрессия – это способы причинить другим детям физическую боль: щипки, царапания, укусы или намеренная порча игрушек и других предметов в приступе злости и гнева.
Агрессия может проявляться в вербальной (словесной) форме, например, ребенок в адрес близких, произносит бранные слова: «Выброшу», «Убью».
Темочки:
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Игры для снижения агрессии
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Причины проявления детской агрессии :
Родители часто задают вопрос : «Почему мой ребенок агрессивный?»
На проявление детской агрессии влияют внутренние и внешние факторы:
внутренние: особенности нервной системы, темперамент, личностные черты.
внешние: воздействие окружающих, социума, неблагоприятная ситуация в семье (конфликт, ругань, драки, развод родителей).
Причинами проявления детской агрессии могут быть :
• эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и в детском саду – ему там плохо и с помощью агрессии ребенок пытается добиться стабилизации;
• некоторые негативные черты личности ребенка;
• особенности сложившихся черт поведения, т. е. ребенка научили, таким образом, себя вести;
• ребенок просто не умеет по-другому разрешать конфликты и спорные ситуации, кроме как агрессивным поведением;
• ребенок подражает агрессии родителей, сверстников, окружающих людей, тому, что увидел по телевизору, в компьютерных играх;
• недостаток двигательной активности, физические нагрузки;
• индивидуальные особенности психики (низкий уровень активного торможения, ребенок быстро заводится);
• постоянное стимулирование агрессивного поведения (СМИ, интернет, компьютер;
• стиль воспитания в семье: гиперопека – повышенное внимание на ребенка со стороны родителей или гипоопека – на ребенка совсем не обращают внимания;
• неразрешенные конфликты.
Снизить агрессивные проявления у дошкольников можно с помощью семейной терапии.
Когда достигается успех семейной терапии?
• Если родители осознают причины агрессивного поведения ребёнка,
• Все члены семьи участвуют в психокоррекции, выполняют рекомендации психолога, соблюдают мир в семье в период проведения коррекционных мероприятий и всегда.
• Сочетают семейную терапию с индивидуальной и групповой формами помощи.
Как справляться с детской агрессией?
• Необходимо научить ребенка проявлять агрессию приемлемым способом : похлопать в ладошки, побить кулачками, «слова-обзывалки» (например, ругаемся названиями овощей или фруктов, животными).
• Сдерживать агрессивные проявления ребенка непосредственно перед их появлением, т. е. вы видите, как ребенок занес руку – остановите его, окликните его.
• Лишнюю энергию помогут снять ванна с хвойным экстратом, травяной чай с успокаивающим сбором трав (если нет противопоказаний по аллергии, ритуал с чтением книги перед сном, спокойный разговор о прошедшем дне.
• Нужно разобраться с самооценкой ребенка, Возможно ребенок испытывает проблему из-за критики со стороны окружающих. Помогите малышу разобраться с самим собой.
Наиболее эффективной для дошкольника является игровая коррекция агрессивного поведения. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного поведения.
Игра развивает у ребенка умение более эффективно разрешать проблемные ситуации и, конечно же, способствует развитию как интеллектуального, так и эмоционально-личностного развития.
Предлагаю игры, направленные на коррекцию агрессивности у дошкольников.
Эта игра может успокоить ребенка, снять психоэмоциональное напряжение, прогнать обиду, злость, отреагировать агрессии.
Дети выбирают для себя шары и надувают их. При надувании предложите им вдохнуть вместе с воздухом в шар свою злость, обиду, гнев и т. п.
После завязанные шары проколоть острой палочкой (зубочисткой, сказав при этом: «Злость лопнула!»
Упражнение снимает агрессию, развивает навыки общения.
Все встают в круг, плотно прижавшись, друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Водящий – золотая рыбка стоит в кругу. Его задача - выбраться из круга, а задача остальных не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.
Игра снимает у ребенка страх и состояние агрессии.
Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).
Предложите ребенку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть «кляксу» на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять на кого или на что похожа полученная двухсторонняя «клякса».
Агрессивные или подавленные дети выбирают темные цвета и видят в своих кляксах агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.) Через обсуждение страшного рисунка агрессия ребенка выходит, он освобождается от отрицательной энергии. Родители должны брать для своей кляксы обязательно яркие краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочка, сказочные цветы, деревья и т д.
Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть в доме будет «Час тишины». Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у Вас будет «Час «Можно», когда ребенку разрешается делать почти все: прыгать, кричать, брать машины, наряды, инструменты, обнимать родителей и висеть на низ.
Попросите ребенка вытянуть руку вперед и закрыть глаза. Положите ему на руку какую-нибудь маленькую игрушку, например, из киндер-сюрприза или конфетку и крепко-крепко сжать ее в руке. После попросите его открыть глаза и разжать кулачок. Пусть теперь посмотрит, во что он может превратить свой страх, свою злость.
Ребё нку говорят: «Как только ты почувствуешь, что ты забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, остановись на секунду. Поставь ноги чуть шире плеч, обхвати ладонями плечи и сильно прижми руки к груди, – это поза выдержанного человека».
Представь, что ты маленький ёжик и идешь по зимнему лесу. Вдруг подул сильный морозный ветер. Ёжик сжался в клубочек и задрожал от ледяного порыва. Но вдруг выглянуло солнышко и погладило ёжика теплым лучиком по спинке и он развернулся, потянулся и улыбнулся ласковым лучикам.
Ребенок вбивает свои злинки и сердинки в подушку.