Папки-передвижки

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития связной речи для детей старшей группы»

Мусаева Амалия Джангир Кызы
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития связной речи для детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы

Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные

произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.

Рассматривая иллюстрации книг, дети учатся составлять небольшие

рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по

аналогии с содержанием картины). Рассказывание о литературном персонаже

проводится сначала по вопросам взрослого, затем в совместном

рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды

Публикация «Консультация для родителей „Игры и упражнения для развития связной речи для детей старшей группы“» размещена в разделах

рассказывания предполагают обучениям разным типам высказывания:

описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения

(выявление причинной связи- «Мне нравится слушать сказки, потому что).

Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда

в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.

Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для

чего детям ставят схемы составления совместного рассказа - тем самым они

глубже осознают структуру, т. е. компазиционное строение связного

высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется

представление о том, что рассказ можно начинать по-разному

(«Однажды…», «Дело было летом…» и т. п.) Взрослый давая зачин рассказу,

предлагает ребёнку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-раз…

собрались звери на полянке. Стали они…. Вдруг… Взяли звери… И

тогда…») Заполнение схемы ребёнку закрепить представления о средствах

связи между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в

повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить

действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Предлагаем вам, уважаемые родители, поиграть с детьми в разные

игры на развитие связной, последовательной речи.

Составление сказки «Приключения Маши в лесу».

Взрослый спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в

лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять). Что с ней вообще могло

случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)». Этот приём предотвращает

появление одинаковых сюжетов и показывает и показывает варианты его

развития.

Составление рассказа «Расскажем про белочку»

Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру

высказывания.

- Давайте ещё раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет

делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка.

Сначала скажи какая была белочка? (Смелая, весёлая, шустрая, находчивая.)

А волк какой? (Злой, сердитый.)

Я начну рассказывать, а ты закачивай. Как-то раз белочка побежала

погулять… (и шишек набрать). Она залезла…. (на высокую сосну). А на

сосне шишек (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую

шишку (увидела волка). Но белочка (не испугалась). Она

бросила (шишку прямо на волка). На лбу у него (выросла шишка). Давай

нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Игра «В гостях у слоника»

Цель: учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к

составлению творческого рассказа.

- Сегодня мы пойдём в гости к дедушке, который следит за порядком в

лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом?

(Лесной.) К дому лесника ведёт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная)

Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех

словах? (Лес.)

Лесная тропинка узкая, а дорога (широкая). Деревья в лесу

высокаие, а кусты (низкие). Вот речка глубокая, а ручеёк (мелкий).

- Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого

спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

- Отгадай мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками

кидается.

Ребёнок отгадывает, что это белка. Белка просит:

- Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.

При затруднении взрослый помогает связками : шубка у тебя…; на

ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь…и очень любишь…

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит

ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает,

перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Взрослый предлагает ребёнку составить рассказ про то, как они

встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом

рассказать леснику.

Пересказ текста «Тук-тук»

(«Покажи сказку руками»)

Цель: овладение навыком пересказа текста показом героев сказки с

помощью рук.

Взрослый рассказывает сказку ребёнку, демонстрируя героев произведения

Л. Успенской «Тук-тук» с помощью рук.

Тук-тук

Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, зайчик.

-Если зайчик, покажи свои ушки.

-Вот мои ушки.

Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, коза.

-Если коза, покажи свои рога.

-Вот мои рога.

Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, ветер.

-Если ветер, подлетай к двери и сам залезай в щёлку.

Вопросы и задания

1. Спросите ребё нка: «Кто пришёл первый, кто пришёл второй, третий.

Опиши, изобрази зайца, козу, ветер».

2. Попросите ребёнка пересказать сказку, обратив внимание на

вопросительную и восклицательную интонации.

Следите за правильной постановкой кисти рук ребёнка и точность

переключения с одного движения на другое.

«Тук-тук!»-руки сжаты в кулак.

«Зайчик»-локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы

развести, остальные сжать в кулачок.

«Коза»- пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать

выпрямленными.

«Ветер!»- расслабляющие движения для пальцев.

Упражнение на словообразование

Для того, чтобы рассказ про осень получился образным, предложения в

нём были распространёнными предлагаем поиграть в мяч.

Цель: словообразование относительных прилагательных от слова осень.

Солнце осенью- осеннее; Пальто осеньюВетер осенью- Сапоги осеньюНебо осенью- Одежда осеньюТуча осенью- Куртка осеньюДождь осенью- День осеньюЛес осенью- Утро осеньюАллея осенью- Роща осеньюПогода осенью- Парк осеньюИгра «Скажи иначе»

Цель: учить детей подбирать синонимы.

Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое - темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).

Высохли цветы - завяли, зачахли.

Корм- пища, еда, продовольствие.

Долгий - продолжительный, длинный, длительный.

Упражнение «Что будет?.»

Цель: учить детей грамматически правильно строить предложения.

Взрослый предлагает придумать как можно более полные и оригинальные

ответы на поставленные вопросы.

Варианты вопросов.

Что будет, если Буратино научится летать?

Что будет, если исчезнут все книги?

Что будет, если ты попадешь в сказочный город?

Что будет, если ты научишься читать и писать? И т. п.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Уважаемые родители!Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития связной речи для детей старшей группы»
Опубликовано: 18 декабря 2019 в 19:33
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития связной речи для детей старшей группы»» (включая файлы) размещена пользователем Мусаева Амалия Джангир Кызы в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД