Мусаева Амалия Джангир Кызы
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития связной речи для детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные
произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.
Рассматривая иллюстрации книг, дети учатся составлять небольшие
рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по
аналогии с содержанием картины). Рассказывание о литературном персонаже
проводится сначала по вопросам взрослого, затем в совместном
рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды
Публикация «Консультация для родителей „Игры и упражнения для развития связной речи для детей старшей группы“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
рассказывания предполагают обучениям разным типам высказывания:
описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения
(выявление причинной связи- «Мне нравится слушать сказки, потому что).
Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда
в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.
Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для
чего детям ставят схемы составления совместного рассказа - тем самым они
глубже осознают структуру, т. е. компазиционное строение связного
высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется
представление о том, что рассказ можно начинать по-разному
(«Однажды…», «Дело было летом…» и т. п.) Взрослый давая зачин рассказу,
предлагает ребёнку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-раз…
собрались звери на полянке. Стали они…. Вдруг… Взяли звери… И
тогда…») Заполнение схемы ребёнку закрепить представления о средствах
связи между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в
повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить
действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.
Предлагаем вам, уважаемые родители, поиграть с детьми в разные
игры на развитие связной, последовательной речи.
Составление сказки «Приключения Маши в лесу».
Взрослый спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в
лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять). Что с ней вообще могло
случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)». Этот приём предотвращает
появление одинаковых сюжетов и показывает и показывает варианты его
развития.
Составление рассказа «Расскажем про белочку»
Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру
высказывания.
- Давайте ещё раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет
делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка.
Сначала скажи какая была белочка? (Смелая, весёлая, шустрая, находчивая.)
А волк какой? (Злой, сердитый.)
Я начну рассказывать, а ты закачивай. Как-то раз белочка побежала
погулять… (и шишек набрать). Она залезла…. (на высокую сосну). А на
сосне шишек (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую
шишку (увидела волка). Но белочка (не испугалась). Она
бросила (шишку прямо на волка). На лбу у него (выросла шишка). Давай
нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.
Игра «В гостях у слоника»
Цель: учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к
составлению творческого рассказа.
- Сегодня мы пойдём в гости к дедушке, который следит за порядком в
лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом?
(Лесной.) К дому лесника ведёт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная)
Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех
словах? (Лес.)
Лесная тропинка узкая, а дорога (широкая). Деревья в лесу
высокаие, а кусты (низкие). Вот речка глубокая, а ручеёк (мелкий).
- Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого
спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?
- Отгадай мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками
кидается.
Ребёнок отгадывает, что это белка. Белка просит:
- Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.
При затруднении взрослый помогает связками : шубка у тебя…; на
ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь…и очень любишь…
Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит
ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает,
перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.
Взрослый предлагает ребёнку составить рассказ про то, как они
встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом
рассказать леснику.
Пересказ текста «Тук-тук»
(«Покажи сказку руками»)
Цель: овладение навыком пересказа текста показом героев сказки с
помощью рук.
Взрослый рассказывает сказку ребёнку, демонстрируя героев произведения
Л. Успенской «Тук-тук» с помощью рук.
Тук-тук
Тук-тук! Тук-тук!
-Кто там?
-Это я, зайчик.
-Если зайчик, покажи свои ушки.
-Вот мои ушки.
Тук-тук! Тук-тук!
-Кто там?
-Это я, коза.
-Если коза, покажи свои рога.
-Вот мои рога.
Тук-тук! Тук-тук!
-Кто там?
-Это я, ветер.
-Если ветер, подлетай к двери и сам залезай в щёлку.
Вопросы и задания
1. Спросите ребё нка: «Кто пришёл первый, кто пришёл второй, третий.
Опиши, изобрази зайца, козу, ветер».
2. Попросите ребёнка пересказать сказку, обратив внимание на
вопросительную и восклицательную интонации.
Следите за правильной постановкой кисти рук ребёнка и точность
переключения с одного движения на другое.
«Тук-тук!»-руки сжаты в кулак.
«Зайчик»-локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы
развести, остальные сжать в кулачок.
«Коза»- пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать
выпрямленными.
«Ветер!»- расслабляющие движения для пальцев.
Упражнение на словообразование
Для того, чтобы рассказ про осень получился образным, предложения в
нём были распространёнными предлагаем поиграть в мяч.
Цель: словообразование относительных прилагательных от слова осень.
Солнце осенью- осеннее; Пальто осеньюВетер осенью- Сапоги осеньюНебо осенью- Одежда осеньюТуча осенью- Куртка осеньюДождь осенью- День осеньюЛес осенью- Утро осеньюАллея осенью- Роща осеньюПогода осенью- Парк осеньюИгра «Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).
Высохли цветы - завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие.
Долгий - продолжительный, длинный, длительный.
Упражнение «Что будет?.»
Цель: учить детей грамматически правильно строить предложения.
Взрослый предлагает придумать как можно более полные и оригинальные
ответы на поставленные вопросы.
Варианты вопросов.
Что будет, если Буратино научится летать?
Что будет, если исчезнут все книги?
Что будет, если ты попадешь в сказочный город?
Что будет, если ты научишься читать и писать? И т. п.