Галия Саттарова
Консультация для родителей «Игры для развития слухового внимания у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Игры для развития слухового внимания у детей"
Нас окружает множество звуков – это и щебет птиц, шелест травы, шум моря, журчание воды. Однако слова, звуки речи наиболее значимы. Дети, вслушиваясь в слова, начинают не только слышать, но и различать звуки родного языка. Правильность речи зависит и от речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека. Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Уважаемые родители, ниже приведены некоторые игры, помогающие развить слуховое внимание у детей.
Публикация «Консультация для родителей „Игры для развития слухового внимания у детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Найди спрятанные часы
Дайте ребёнку послушать тикающий будильник. Затем попросите ребёнка выйти из комнаты, а сами спрячьте тикающий будильник. Позовите ребёнка в комнату, завяжите ему глаза платком, и предложите найти спрятанные часы, ориентируясь на тиканье.
Домашний оркестр
Дайте ребёнку бубен, а себе возьмите два колокольчика — большой и маленький. Продемонстрируйте, как звенит тот и другой колокольчик. Объясните ребёнку правила: вы звените большим колокольчиком, ребёнок в это время может танцевать, передвигаться по комнате. Как только звук колокольчика меняется, когда вы позвоните в маленький колокольчик, ребёнок должен ударить в бубен. Основное условие - ребёнок не должен видеть, в какой колокольчик вы звоните, поэтому встаньте за ширму или спрячьте руки за спину.
Повтори ритм
Объясните ребёнку, что вы сейчас будете хлопать в ладоши (постучите по столу, проиграете мелодию на металлофоне, бубну, барабане, а ребёнок должен запомнить и повторить предложенный вам рисунок ритма. Начинайте с простого несложного ритма, затем постепенно усложняйте рисунок ритма. Разучите несколько ритмов и по обговоренным знакам чередуйте их. Под каждый ритм можно подобрать короткий стишок или словосочетание. Усложняя задание, попросите ребёнка похлопать в такт песенке, которую вы поете. Напевая одну мелодию, ускоряйте или замедляйте ее темп, при этом следите за изменением в ритме хлопков.
Громче - выше, ниже - тише
Включите негромкую спокойную музыку и в такт ей стучите в бубен. Предложите ребёнку сделать небольшую разминку (можно дать ребёнку в руки ленточки, или другие какие – то парные предметы): если звуки бубна становятся громче, то ребёнок тянет руки вверх, чем громче бубен, тем выше тянутся руки и наоборот — с угасанием звука руки опускаются.
Музыкальная разминка
Приготовьте разные музыкальные инструменты: колокольчики, дудку, бубен, металлофон и т. п. Договоритесь с ребёнком, какие он будет выполнять движения под звук того или иного музыкального инструмента. Например, при звоне колокольчика покружиться, при ударе в бубен высоко подпрыгнуть, при игре на дудке присесть. Поочередно играйте на каждом музыкальном инструменте и следите за выполнением заданий. Возможно, ваш ребёнок захочет поменяться: он играет, вы двигаетесь.
Слушаем звуки природы
Вместе с ребёнком прослушайте записи различных звуков: шум волн, шелест листвы, пение птиц, голоса животных. Затем предложите ребёнку закрыть глаза и догадаться, что он слышит. Спросите, почему он так думает. Пусть ребёнок представит, какая картинка у него встаёт перед глазами, когда слушает ту или иную запись.
Поезд
Предложите ребёнку отправиться в путешествие на поезде. Сядьте друг за другом и воспроизводите стук колес в характерном для него ритме. Начиная с медленного и тихого «постукивания», постепенно ускоряйте темп. При достаточно быстром «движении» имитируйте гудок паровоза, после чего «стук колес» постепенно замедляется. При повторном гудке скорость вновь нарастает.
Хлопни в ладоши
Взрослый вместе с ребёнком оговаривают тематику слов. Например, посуда. Затем взрослый говорит ребёнку, что сейчас будет говорить разные слова, а ребёнок, если услышит слова, относящиеся к посуде, должен хлопнуть в ладоши. Затем можно усложнять, выбрать несколько обобщающих слов (посуда, одежда, обувь, и выполнить разные действия. (Например, на слове из темы посуда топаем ногой, из темы фрукты двойной хлопок руками и т. д.).
Верно - неверно
Взрослый произносит различные утверждения, если они верны, ребенок хлопает в ладоши, если нет, топает ногами. (Например, солнце зеленого цвета - топают ногами, зимой холодно- хлопают в ладоши и т. д.).
Угадай, что за звучало?
Выберите несколько предметов, например, маленькая кастрюлька, стеклянный стакан, керамическая тарелка, деревянный кубик. Возьмите ложку (если есть, металлическую палочку) и стучим ей по этим предметам, предложите ребенку послушать, какой звук издает каждый из предметов. Затем пусть ребёнок сам постучит. Завяжите ребёнку глаза платком, шарфиком, ребёнок должен угадать предмет, по которому вы будете стучать ложкой. Также можно провести игру, если они у вас есть, с различными музыкальными инструментами.
Что неправильно?
Взрослый читает ребёнку короткой стихотворение и делает в нем ошибку. Ребёнок должен определить, где допущена ошибка.
Все ребята точно знают,
Кошки очень громко…
мяукают (лают)
Скачет наш котенок ловко,
Очень любит он …
молоко (морковку)
Лишь только свет дневной потух,
заухал в темноте. филин (петух)
Чик-чирик! Чик-чирик! -
Кто поднял веселый крик?
Эту птицу не пугай!
Расшумелся. воробей (попугай)
Примеры таких стихотворений можно найти в интернете – «загадки – обманки»:
http://chudesenka.ru/2059-zagadki-obmanki.htmlhttps://deti-online.com/zagadki/zagadki-obmanki/Список литературы
1. Зонтова О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия. - Санкт-Петербург, КАРО, 2008.-196с.
2. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.-64с.
3. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. -Центрполиграф, 2005. – 66с.