Наталия Видяшина
Консультация для родителей «Игра как средство словаря детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство словаря детей
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Публикация «Консультация для родителей „Игра как средство словаря детей“» размещена в разделах
Для детишек до года достаточно предлагать предметы и игрушки с различной поверхностью, листы бумаги, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки.
Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски (ребенок опускает в краску руку или пальчик и «рисует» на большом листе бумаги, пластилин (под присмотром взрослого) – его можно пока просто мять и разрывать на кусочки.
Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2-х лет предложите ребенку игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик – тренажер для ножек, по которому можно ходить; или сделать забавные застежки. Детям нравится просто перекладывать пуговицы, распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки.
Очень полезны пальчиковые игры - потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Освоение ножниц - тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребенку что-нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки – сложнее).
После 3-х лет обязательно приобретите ребенку мозаику (сначала самую крупную, пазлы для малышей (большие кусочки); интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).
Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них – мышление, речь, внимание и т. д.
«Скажи, какой» (усложнение предыдущей игры)
Цель игры: учить ребёнка выделять и называть признаки предмета.
Материал: набор овощей: огурец, помидор, перец; набор фруктов: яблоко, груша, апельсин.
Ход игры: поочерёдно достаньте из коробки предметы, назовите их, например, это — груша. Предложите ребёнку назвать признаки предмета, ответив на вопрос: «Она какая?» (Жёлтая, мягкая, вкусная.) Далее покажите помидор (красный, круглый, спелый, сочный, огурец (продолговатый, зелёный, хрустящий). Игру продолжайте до тех пор, пока не будут рассмотрены все овощи и фрукты.
«Что напутал Буратино?» (усложнение предыдущей игры)
Цель игры: учить ребёнка находить ошибки в описании предмета и исправлять их.
Материал: игрушка Буратино (или любой другой персонаж из сказки, игрушки: утёнок, зайчик, кошечка (либо другие игрушки).
Ход игры: создайте сюрпризный момент — в гости к ребёнку пришёл Буратино (или другой персонаж из сказки) со своими друзьями утёнком, зайчиком и котиком. От имени персонажа сказки расскажите про его друзей (по очереди). Во время рассказа допускайте неточности в описании, например: «У утёнка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!» или «У зайца маленькие ушки, он зелёный» или «У кошки колючая шубка». Попросите ребёнка исправить услышанные им неточности.
«Моя кукла»
Цель игры: учить ребёнка называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Материал: кукла.
Ход игры: расскажите ребёнку, что куклу назвали некрасивой и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать всем, какая она красивая. Предложите ребё нку ответить на вопросы:
— Кто это? (Кукла.)
— Какая она? (Нарядная, красивая.)
— Как её зовут? (Света.)
— Что Света умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.)
Вместе с ребёнком расскажите про Свету. Начните, а он пусть дополняет: «Наша Света. (самая красивая). У неё. (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)». После того как ребёнок расскажет о кукле, похвалите его от её имени.
Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.
Развитие речи детей через игру, даёт прекрасный результат. Главное, сделать этот процесс интересным и привлекательным. Чтобы детские игры для развития речи приносили удовольствие вам обоим, и тогда от них будет немалая польза!