Гюзель Нагаева
Консультация для родителей «Говори и дыши правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей " ГОВОРИ и ДЫШИ ПРАВИЛЬНО!"
Подготовила: учитель-логопед первой квалификационной категории Нагаева Гюзель Равилевна
Правильное речевое дыхание создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Публикация «Консультация для родителей „Говори и дыши правильно“» размещена в разделах
Дети, у которых ослабленные вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, поскольку на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, дети вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечеткой, судорожной, с «захлебыванием».
Что есть само дыхание? Его суть заключается в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь в лёгочных альвеолах. Дыхание предполагает два акта: вдох, во время которого грудь расширяется, воздух проникает в лёгкие, и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием помогает управлять собой.
Древние восточные мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы, физическую и умственную деятельность, стимулирует работу сердца, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью и, несомненно, играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей дошкольного возраста.
А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря, необходимо научить детей правильно дышать, что предполагает работу над развитием физиологического дыхания. Наша задача - научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Если он полностью не выдыхает, в глубине лёгких остаётся изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребёнка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от болезней дыхательных путей.
Параметры правильного ротового выдоха :
• выдоху предшествует сильный вдох через нос;
• выдох происходит плавно, без толчков;
• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут (с перерывами на отдых). Например:
• дети 2-3 лет играют 2-3 минуты (в норме на одном выдохе произносятся 2-3 слова).
• дети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5).
• дети 4-6 лет - играют 4-6 минут (количество слов 4-6).
• дети 6-7 лет – играют по 5-7 минут (норма слов на одном выдохе 5-7).
Следует так же иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило : вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с ее сужением. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.
Во время игр нужно ориентироваться на самочувствие ребенка и эмоциональное состояние детей.
Цель этих упражнений – увеличить объём дыхания и нормализация их ритма. Ребёнка учат дышать, когда рот закрыт. Тренируем носовой выдох, говоря : «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос».
Предлагаю вам игровые приёмы дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения выполняются под стихотворное и музыкальным сопровождениям.
Упражнение «ЧАСИКИ»
Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И. п. - стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2- взмах руками назад «так» (выдох)
Упражнение «ПЕТУШОК»
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
И. п. - стоя, ноги слегка расставить.
Развести руки в стороны - вдох, хлопнуть по бёдрам, выдыхая произносить: «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.
Упражнение «ПАРОВОЗИК»
Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая : «чух– чух – чух». Выполнять 20-30 секунд.
Игра «Передай снежинку счастья»
Участники становятся в круг. Ведущий кладет на ладонь бумажную снежинку, сказав пожелание, сдувает ее и направляет на ладонь соседа, соблюдая правила речевого дыхания.
Игра «Задуй шарик в свой домик»
Участникам предлагается по очереди задувать разноцветные шарики в домики такого же цвета.
Упражнение «Сдуй муху с носа»
Сядьте удобно, положить руки на колени, закрыть глаза и представьте, что на ваш нос села муха. Её нужно сдуть.
Упражнения для развития речевого дыхания:
Цель: формировать умение слитно на одном выдохе произносить фразы из 2-3 слов; из 4 слов; из 5-6 слов.
«Снег идет»
Участники стоят в кругу. Вдох – руки поднять вверх. На выдохе опуская руки произносить: «Ш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
«Вьюга»
Логопед. Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: «у-у-у». Свистит ветер: «с-с-с-с». Ветер гнет деревья: «ш-ш-ш-ш». (Участники громко произносят «у-у-у»,
«с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш»). Но вот вьюга стала затихать. (Участники тихо произносят «у-у-у», «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш»). И затихла.
«Поем песенку»
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук [а] (сочетания звуков [ау], [ауи] и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
«Произнеси скороговорки»
Нужно глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка».
Упражнения для развития ротового выдоха
Лучше всего начинать с забавных игровых упражнений для развития ротового выдоха.
Цель: формирование длительной, целенаправленной, непрерывной воздушной струи.
«Снежинки»
Предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки или бумажные снежинки, тем самым превратить обычную группу в заснеженный лес. Губы должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения щеки не надувать.
«Загони мяч в ворота» или «Футбол»
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он попал в ворота.
В заключении я хочу вас проинформировать: прежде чем проводить дыхательную гимнастику, следует ознакомиться с медицинскими картами детей. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!