Кузьмичева Ольга
Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
"Готов ли ваш ребёнок к школе?"
Подготовила воспитатель Кантеева В. П.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого человека на образование. Подготовка к начальному этапу образования будет осуществляться в дошкольном учреждении. Традиционно считается, что подготовка к школе — это умение читать и писать. Однако готовность к школе не означает умение читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым ко всему этому.
Поступление в школу — это вхождение ребёнка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. То, как ребёнок войдёт в новую жизнь, как сложится первый учебный год, какие чувства он пробудит в своей душе, какие воспоминания оставит, во многом зависит от того, что ребёнок приобрёл за годы дошкольного детства. А приобрёл он немало. Прежде всего, они стали более закалёнными, физически развитыми. Переход из начальной школы в четырёхлетнее образование уже завершён. Это позволяет в значительной степени обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка к школе, снять перегрузку учащихся, обеспечить безопасное развитие ребёнка, а также учитывать возрастные потребности и индивидуальные особенности каждого ученика.
Родителям нужно знать. До школы ребёнок тоже учится, но только другими способами, чем в школе:
- используется игровой метод;
- другая нагрузка по времени (это не 4-5 уроков по 40 минут каждый);
- другие требования (его не заставят продолжать занятие, если он устал);
- другая форма организации занятий (дошкольники не сидят за партами большую часть дня, а имеют возможность гулять и играть).
Как вы принимаете решение о поступлении в школу?
1. Не забывайте, что помимо биологического возраста существует также психологический возраст ребёнка, который может значительно отличаться от биологического как в меньшую, так и в большую сторону.
2. Вам нужно знать об особенностях школы, в которую вы хотите его отдать. Вполне возможно, что ребёнок полностью готов к учёбе в общеобразовательной школе, но ещё недостаточно созрел для языковой (математической и т. д.) школы, в которую вы его определили.
Психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе.
Физическая готовность. Обучение в школе связано с большим физическим и психологическим напряжением. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы можете легко разобраться в этом вопросе и получить консультацию врачей-специалистов. Если у ребёнка серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендуют особые формы обучения или специальную школу, не игнорируйте советы врачей.
Интеллектуальная готовность. Она включает в себя базу знаний ребёнка, наличие специальных навыков и способностей (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить заданный образец; развитие мелкой моторики; концентрацию внимания и т. д.). Интеллектуальная готовность — это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение отвечать на вопрос, задавать вопрос, пересказывать текст, умение рассуждать и мыслить логически.
Эмоционально-волевая готовность — это определённый уровень развития произвольного поведения, который позволяет ученику выполнять требования учителя. Важным признаком готовности к школе является не только то, что я хочу, но и то, что необходимо.
Мотивационная готовность — это наличие учебной мотивации, стремления выполнять непривлекательные, а иногда даже скучные задания. Учебная мотивация развивается у «будущего школьника» при наличии выраженной познавательной потребности и способности доводить дело до конца.
Социальная готовность. Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и способность подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность играть роль ученика в школьной ситуации.
Психологическая готовность. С этой точки зрения ребёнка, готового к школе, привлекает в школе не только внешняя сторона (замечательная ранец, красивая школьная форма, но и возможность получать новые знания и навыки. Ребенок, готовый к поступлению в школу, хочет учиться как потому, что хочет занять определенное положение в обществе, открывающее доступ в мир взрослых, так и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.
Школьные психологи разработали специальные методики для определения уровня готовности ребенка к школе. Обратитесь за помощью к психологу, который работает в детском саду, который посещает ваш ребенок.
Попробуйте ответить ("да" или "нет") на вопросы этого теста. Это поможет вам понять, готов ли ваш ребёнок к школе.
1. Может ли ваш ребёнок самостоятельно делать что-то, что требует концентрации внимания в течение 25–30 минут (например, собирать конструктор?
2. Говорит ли ваш ребёнок, что хочет ходить в школу, потому что там он узнаёт много нового и интересного, находит новых друзей?
3. Может ли ваш ребёнок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий не менее 5 предложений?
4. Знает ли ваш ребёнок несколько стихотворений наизусть?
5. Правда ли, что ваш ребёнок ведёт себя непринуждённо в присутствии незнакомцев, не стесняется?
6. Умеет ли ваш ребёнок изменять существительные по числам (например: рама — рамы, ухо — уши, человек — люди, ребёнок — дети?
7. Умеет ли ваш ребёнок читать по слогам без ошибок или целыми словами, состоящими из 2-3 слогов?
8. Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?
9. Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?
10. Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, прыгай на пенёк»?
11. Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?
12. Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, чтобы сделать аппликацию?
13. Умеет ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, называть их одним словом, а именно: мебель) стол, диван, стул, кресло?
14. Умеет ли ваш ребёнок сравнивать два предмета, то есть называть сходства и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник?
15. Знает ли ваш ребёнок названия времён года, месяцев, дней недели и их последовательность?
16. Умеет ли ваш ребёнок понимать и точно выполнять устные инструкции?
Если вы ответили утвердительно на 15-16 вопросов, можно считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не зря занимались с ним, и школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.
Если вы ответили утвердительно на 9-13 вопросов, значит, ваш ребёнок многому научился. Содержание вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы для дальнейших занятий.
Если вы ответили утвердительно на 8 (или меньше) вопросов, то вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, а в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.
Раньше ребёнок с определённым объёмом знаний считался готовым к школе. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка. Главное — не сами знания, а умение их использовать, самостоятельно добывать и анализировать. Таким образом, важнейшим элементом подготовки ребёнка к школе является формирование способности к обучению. Научите ребёнка осознанно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25-30 см, внимательно слушать говорящего и точно выполнять его задания, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любой деятельности.
Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от вопросов, которые возникают у ребёнка, не будете изолировать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет проходить естественно и без напряжения.
Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте ребёнку детскую литературу; разговаривайте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную сказку или рассказать, что интересного он видел во время прогулки.
Чаще превращайте повседневные просьбы в учебные задания. Например, для лучшей ориентации ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:
— Пожалуйста, передай мне чашку, которая стоит справа от тарелки.
— Найди третью книгу на верхней полке, считая справа налево.
— Расскажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.
Приучите будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Привейте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом, мыть руки перед едой и т. д. Научите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи и поддерживать порядок.
Воспитывайте у вашего ребенка позитивное отношение к школе. Постарайтесь создать "благоприятную среду" вокруг школьной жизни, где появятся новые друзья, мудрый учитель и целый набор новых впечатлений и эмоций. Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Когда ты пойдёшь в школу, тебя быстро поставят на место!»
Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки и конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.