Приложение МААМ

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»

Кузьмичева Ольга
Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

"Готов ли ваш ребёнок к школе?"

Подготовила воспитатель Кантеева В. П.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого человека на образование. Подготовка к начальному этапу образования будет осуществляться в дошкольном учреждении. Традиционно считается, что подготовка к школе — это умение читать и писать. Однако готовность к школе не означает умение читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым ко всему этому.

Поступление в школу — это вхождение ребёнка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. То, как ребёнок войдёт в новую жизнь, как сложится первый учебный год, какие чувства он пробудит в своей душе, какие воспоминания оставит, во многом зависит от того, что ребёнок приобрёл за годы дошкольного детства. А приобрёл он немало. Прежде всего, они стали более закалёнными, физически развитыми. Переход из начальной школы в четырёхлетнее образование уже завершён. Это позволяет в значительной степени обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка к школе, снять перегрузку учащихся, обеспечить безопасное развитие ребёнка, а также учитывать возрастные потребности и индивидуальные особенности каждого ученика.

Родителям нужно знать. До школы ребёнок тоже учится, но только другими способами, чем в школе:

- используется игровой метод;

- другая нагрузка по времени (это не 4-5 уроков по 40 минут каждый);

- другие требования (его не заставят продолжать занятие, если он устал);

- другая форма организации занятий (дошкольники не сидят за партами большую часть дня, а имеют возможность гулять и играть).

Как вы принимаете решение о поступлении в школу?

1. Не забывайте, что помимо биологического возраста существует также психологический возраст ребёнка, который может значительно отличаться от биологического как в меньшую, так и в большую сторону.

2. Вам нужно знать об особенностях школы, в которую вы хотите его отдать. Вполне возможно, что ребёнок полностью готов к учёбе в общеобразовательной школе, но ещё недостаточно созрел для языковой (математической и т. д.) школы, в которую вы его определили.

Психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе.

Физическая готовность. Обучение в школе связано с большим физическим и психологическим напряжением. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы можете легко разобраться в этом вопросе и получить консультацию врачей-специалистов. Если у ребёнка серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендуют особые формы обучения или специальную школу, не игнорируйте советы врачей.

Интеллектуальная готовность. Она включает в себя базу знаний ребёнка, наличие специальных навыков и способностей (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить заданный образец; развитие мелкой моторики; концентрацию внимания и т. д.). Интеллектуальная готовность — это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение отвечать на вопрос, задавать вопрос, пересказывать текст, умение рассуждать и мыслить логически.

Эмоционально-волевая готовность — это определённый уровень развития произвольного поведения, который позволяет ученику выполнять требования учителя. Важным признаком готовности к школе является не только то, что я хочу, но и то, что необходимо.

Мотивационная готовность — это наличие учебной мотивации, стремления выполнять непривлекательные, а иногда даже скучные задания. Учебная мотивация развивается у «будущего школьника» при наличии выраженной познавательной потребности и способности доводить дело до конца.

Социальная готовность. Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и способность подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность играть роль ученика в школьной ситуации.

Психологическая готовность. С этой точки зрения ребёнка, готового к школе, привлекает в школе не только внешняя сторона (замечательная ранец, красивая школьная форма, но и возможность получать новые знания и навыки. Ребенок, готовый к поступлению в школу, хочет учиться как потому, что хочет занять определенное положение в обществе, открывающее доступ в мир взрослых, так и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

Школьные психологи разработали специальные методики для определения уровня готовности ребенка к школе. Обратитесь за помощью к психологу, который работает в детском саду, который посещает ваш ребенок.

Попробуйте ответить ("да" или "нет") на вопросы этого теста. Это поможет вам понять, готов ли ваш ребёнок к школе.

1. Может ли ваш ребёнок самостоятельно делать что-то, что требует концентрации внимания в течение 25–30 минут (например, собирать конструктор?

2. Говорит ли ваш ребёнок, что хочет ходить в школу, потому что там он узнаёт много нового и интересного, находит новых друзей?

3. Может ли ваш ребёнок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий не менее 5 предложений?

4. Знает ли ваш ребёнок несколько стихотворений наизусть?

5. Правда ли, что ваш ребёнок ведёт себя непринуждённо в присутствии незнакомцев, не стесняется?

6. Умеет ли ваш ребёнок изменять существительные по числам (например: рама — рамы, ухо — уши, человек — люди, ребёнок — дети?

7. Умеет ли ваш ребёнок читать по слогам без ошибок или целыми словами, состоящими из 2-3 слогов?

8. Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?

9. Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?

10. Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, прыгай на пенёк»?

11. Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

12. Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, чтобы сделать аппликацию?

13. Умеет ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, называть их одним словом, а именно: мебель) стол, диван, стул, кресло?

14. Умеет ли ваш ребёнок сравнивать два предмета, то есть называть сходства и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник?

15. Знает ли ваш ребёнок названия времён года, месяцев, дней недели и их последовательность?

16. Умеет ли ваш ребёнок понимать и точно выполнять устные инструкции?

Если вы ответили утвердительно на 15-16 вопросов, можно считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не зря занимались с ним, и школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

Если вы ответили утвердительно на 9-13 вопросов, значит, ваш ребёнок многому научился. Содержание вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы для дальнейших занятий.

Если вы ответили утвердительно на 8 (или меньше) вопросов, то вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, а в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

Раньше ребёнок с определённым объёмом знаний считался готовым к школе. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка. Главное — не сами знания, а умение их использовать, самостоятельно добывать и анализировать. Таким образом, важнейшим элементом подготовки ребёнка к школе является формирование способности к обучению. Научите ребёнка осознанно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25-30 см, внимательно слушать говорящего и точно выполнять его задания, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любой деятельности.

Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от вопросов, которые возникают у ребёнка, не будете изолировать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет проходить естественно и без напряжения.

Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте ребёнку детскую литературу; разговаривайте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную сказку или рассказать, что интересного он видел во время прогулки.

Чаще превращайте повседневные просьбы в учебные задания. Например, для лучшей ориентации ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:

— Пожалуйста, передай мне чашку, которая стоит справа от тарелки.

— Найди третью книгу на верхней полке, считая справа налево.

— Расскажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.

Приучите будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Привейте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом, мыть руки перед едой и т. д. Научите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи и поддерживать порядок.

Воспитывайте у вашего ребенка позитивное отношение к школе. Постарайтесь создать "благоприятную среду" вокруг школьной жизни, где появятся новые друзья, мудрый учитель и целый набор новых впечатлений и эмоций. Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Когда ты пойдёшь в школу, тебя быстро поставят на место!»

Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки и конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как проверить речевую готовность ребёнка к школе» Как проверить речевую готовность ребёнка к школе. Консультация для родителей. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается.

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Консультация для родителей "Готовы ли Вы и Ваш ребенок к школе?" Через год дети станут первоклассниками. Родителям и детям надо много успеть,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»
Опубликовано: 25 ноября 2024 в 10:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Кузьмичева Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД