Марина Кондакова Вахромеева
Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Когда таким детям уделяют внимание,
слушают их и они начинают чувствовать,
что их воспринимают всерьез,
они способны каким-то образом свести до минимума
симптомы своей гиперактивности»
В. Оклендер
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ
[/b]
«Гипер…» - (от греч. Hyper – над, сверху) –составляющая часть сложных слов, указывающих на превышение нормы.
«Активный» - от лат. «аctivus»– действенный, деятельный.
Внешние признаки
o Невнимательность
Публикация «Консультация для родителей „Гиперактивный ребенок“» размещена в разделах
o Отвлекаемость
o Импульсивность
o Повышенная двигательная активность
Чаще всего гиперактивность наблюдается в возрасте до 7 лет, чаще у мальчиков, чем у девочек.
Причины возникновения
1. Генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга.
2. Родовые травмы.
3. Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни.
Портрет гиперактивного ребенка
Гиперактивному ребенку трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться правилам, безответственен.
Он суетлив, вспыльчив, много двигается, толкает сверстников, иногда чрезмерно говорлив, раздражает манерой своего поведения; создает конфликтные ситуации, часто обижается, но о своих обидах быстро забывает.
Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль, задевает и роняет различные предметы.
Такому ребенку трудно контролировать свое внимание, легко отвлекается, задает много вопросов, но редко дожидается ответа.
Основные проявления гиперактивности
I. Дефицит активного внимания
II.Двигательная расторможенность
III.Импульсивность
Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком
[/b]
o Узнать причину гипердинамичности ребенка. Проконсультироваться с нужным специалистом.
o Если гиперактивность обусловлена болезнью, необходимо строго выполнять все предписания врача и правильно дозировать лекарственные средства.
o Все то, что может вызвать в доме «любознательность» ребенка, последствием которой будет детский травматизм, необходимо убрать с поля зрения ребенка.
o Лекарственные средства. Хранящие в квартире, должны быть спрятаны в надежном месте.
o Любое разногласие в семье в вопросах воспитания ребенка усиливает отрицательные качества ребенка.
o Необходимо уменьшить расторможенность и отвлекаемость.
o Продумать режим дня до мелочей Пусть ваш ребенок четко знает, когда он должен встать, поесть, пойти гулять, играть с друзьями.
o Друзей у вашего ребенка должно быть мало: чем больше будет у него товарищей по играм, тем больше он будет возбуждаться с ними.
o Игра для вашего ребенка- главное лекарство.
o Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и научиться подчиняться этой цели.
o Необходимо постараться неусидчивость ребенка перевести в целенаправленную игровую деятельность ребенка со сверстниками дома и во дворе.
o Гиперактивность ребенка с ранних лет желательно занять каким-нибудь видом спорта, доступным его возрасту и темпераменту.
o Не путать гиперактивность с темпераментом ребенка.
o Чтобы выработать у гиперактивного ребенка усидчивость, приучайте его помимо шумных игр в тихие, используя мозаику, лото, домино. Эти игры учат концентрировать внимание, что очень важно, когда ребенок поступает в школу.
o Гиперактивность ребенка можно отвлечь от «двигательной бури» рисованием и чтением любимых сказок.
o Желательно, чтобы малыш играл с одной игрушкой. Не надо распылять его внимание на остальные.
o Ребенок способен сделать одно дело, посильное ему.
o Не раздражайтесь, если ваш ребенок сделает все наоборот. Спокойно повторите ему снова свое задание.
o Все старания гиперактивного ребенка и даже слабые попытки во время его деятельности, необходимо сразу поощрить.
o Просмотри телевизора необходимо минимально ограничить. Ни в коем случае ребенок не должен видеть фильмы ужасов и криминальные истории с насилием.
o Не надо брать ребенка с собой в шумные компании.
o Учить его сдерживать «бурные эмоции» и постараться не выплескивать свои. Запомните, ребенок подражает Вам.
o Поглубже прятать свое раздражение и ярость.
o Пытаться погасить конфликты, в которые замешен ваш ребенок, уже с момента первой искры.
o Жонглировать довольно осторожно своими «можно и нельзя».
o Будьте последовательны в наказаниях, и в поощрениях ребенка.
o Не забывайте, что наказание словесной, телесной агрессией обычно вызывает идентичную реакцию у малыша. Гораздо эффективнее наказывать ребенка лишением свободой действий и неподвижностью на многие часы.
o Нельзя рассматривать гиперактивность своего ребенка как шалость или баловство.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
[/b]
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным родителем.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновение, поглаживание).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества.
«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком
[/b]
1. Отвлечь ребенка от его капризов.
2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность)
3. Задать неожиданный вопрос.
4. Отреагировать неожиданный для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
6. Не капризничать, а просить (но не заискивать).
7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для здоровья).
11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
Профилактическая работа с гиперактивным ребенком.
[/b]
o Заранее договориться с ребенком о времени игры, о длительности, о прогулке и т. д.
o Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный ранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
o Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
o Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, дома.
o Просить ребенка вслух проговорить эти правила.
o Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел пожелать себе сам при выполнении задания.