Светлана Симонова
Консультация для родителей «Формирование правильной осанки — важный аспект развития здорового ребенка в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем такое большое внимание уделяется формированию осанки ребенка в дошкольном возрасте? Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе. Формируется осанка под влиянием строения и развития костной, связочно-суставной и нервно-мышечной системы, а также внешней среды - питания, одежды, мебели. Следует особо внимательно наблюдать в дошкольном возрасте за развитием грудной клетки. Неправильные положения или неправильные движения тела ребенка могут деформировать грудную клетку, уменьшают ее подвижность, влекут за собой ограничения подвижности легких, а следовательно, и газовый обмен в организме.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для родителей
- Осанка. Консультации для родителей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Воспитание правильной осанки надо рассматривать как важное условие общего укрепления и оздоровления организма. Между тем не во всех семьях уделяется этому должное внимание. За положением спины и плечевого пояса детей многие родители обычно следят, а вот положение ног часто ускользает от внимания взрослых. Нередко дети сидят либо скрестив голени и опираясь наружным краем стопы о пол (это может привести к деформации стопы, либо зацепив ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. При таком положении возможен наклон таза влево или вправо, а затем появление отклонения позвоночника от вертикальной линии.
Необходимо проверить и те позы, которые принимают дети во время гимнастики, рисования, настольных игр и игр в песочном дворике, где дети подолгу просиживают на корточках.
Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот чаще всего возникает в результате неправильной позы ребенка, а также слабости тех мышц, которые удерживают тело в нужном положении.
Дошкольный возраст – основной период формирования осанки.
Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки :
• искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы);
• чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы);
• асимметричное положение плеч и др.
Родители должны знать признаки, характеризующие правильную осанку детей :
• вертикальное положение головы и остистых отростков (голова и туловище держатся прямо)
• симметричное положение углов лопаток, плечи симметричны и слегка отведены назад
• живот подтянут, ровные треугольники талии
• грудная клетка развернута и выступает вперед
• в поясничной части есть небольшой изгиб вперед,
• симметричные ягодичные складки
• одинаковая длина нижних конечностей
Причин неправильной осанки и ее дефектов много :
• гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении;
• ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной;
• несоответствующая росту ребенка мебель;
• неудобная одежда;
• неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование, лежа в постели на боку);
• однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при прыжках во время игр; ношение какого-либо груза в одной и той же руке);
• неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания);
• частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие
• постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку
• Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, калачиком и пр.
Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являютсяфизические и гимнастические упражнения выполняемые как без предметов так и с различными с различными предметами (резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др).
Рекомендуемые исходные положения на занятиях лечебной гимнастикой.
• Лежа на спине
• прогибание в грудном отделе с опорой на предплечья, на мяче большого диаметра,
• все движения в тазобедренном суставе (первоначально с укороченным рычагом) : отведение/приведение; сгибание/разгибание; «велосипед»
• Лежа на животе
• разгибание туловища с движение и без движения верхними конечностями (выполняются в статическом и динамическом режиме)
• разгибание нижних конечностей (первоначально с укороченным рычагом); отведение/приведение (выполняются в статическом и динамическом режиме,
• одновременное разгибание туловища и ног, выполнение имитационных упражнений
• Коленно-кистевая стойка( «четвереньки»)
• сгибание/разгибание рук;
• попеременное разгибание рук (рука вверх);
• попеременное отведение нижних конечностей;
• попеременное разгибание нижних конечностей (укороченный и полный рычаг)
• Стоя на коленях
• маятникообразные движения туловищем вперед/назад с различным положением рук
• наклоны туловища с различным положением рук (средняя амплитуда
Направленность воздействия физических упражнений
• расслабление и растяжение мышц передней поверхности грудной клетки
• укрепление и тренировка мышц брюшного пресса
• укрепление и тренировка мышц задней поверхности туловища
• укрепление и тренировка ягодичных мышц
Противопоказания
• бег, прыжки подскоки (при всех видов нарушения осанки)
• кувырки, группировки, перекаты в группировке (при кифотичсекой осанке)
• разгибание туловища и ног с большой амплитудой – «лодочки», «корзиночки», перекаты в них (при лордотической осанке)
• скручивание туловища из различных исходных положений (при ассиметричной осанке)
• длительное выполнение упражнений в положении стоя (при всех видах нарушения осанки)