Приложение МААМ

Консультация для родителей «Если ребёнок плохо говорит»

Барматина Ольга Валентиновна
Консультация для родителей «Если ребёнок плохо говорит»
▼ Скачать + Заказать документы

Данная статья будет представлять живой интерес для родителей будущих первоклассников, так как залогом успешного обучения ребенка в школе является хорошо развитая и чистая речь.

Если язык человека вял, тяжел, сбивчив,

бессилен, не определен, не образован, то таков,

наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он

только при посредстве языка.

И. Гердер

Речь – это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Пожалуй, лишь логопеды сохранили в полной мере целительную магию доброго, вовремя сказанного слова и знают, что дефект даже одного звука в слове меняет всю картину речи.

Темочки:

Долгое время считалось, что французское Р или шепелявое С – не такая уж проблема. Подумаешь, пара звуков с дефектом, а остальные все правильные – собеседник поймёт. В последние годы взгляд на эту проблему изменился.

Замечено, что нарушение в произношении хотя бы одного звука приводит к изменению всей картины речи!

Неправильный звук обязательно “ бросает тень” на все остальные – исчезает чёткость дикции. Голос становится тусклым, теряет звучность и глубину. А ещё подавляющее большинство людей с дефектами речи говорят тихо. Срабатывает подсознательный механизм защиты: понижу голос – никто и не заметит, что что-то не так.

Но это – полбеды. Стесняясь своего недостатка, человек начинает избегать сложных слов, старается заменить их синонимами. Из-за этого страдает смысл высказывания. И у окружающих складывается мнение, что собеседник глуповат.

В большинстве случаев причина проблем с дикцией у взрослых кроется в их детстве, когда на произношение не обращали внимания и неправильный звук укоренился в речи. Лишь в небольшом проценте случаев дефект вызван физиологическими особенностями, например, неправильным прикусом или формой языка.

Речевой аппарат формируется примерно к семи годам. К этому возрасту малыш должен правильно произносить все звуки. Если возникли сложности, вернуть речь в своё русло несложно. Достаточно поставить правильный звук и проследить, чтобы ребёнок его употреблял в речи.

Однако, уже к средним классам школы формирование речевой зоны мозга завершается. Поэтому взрослого приходится не учить, а переучивать, ломать привычки, вошедшие в подсознание. Сделать это непросто.

У большинства людей с дефектами речи язык, как ленивый работник. Он не поднимается на нужную высоту и не изгибается, как положено. Чтобы вернуть дикции чёткость, язык нужно заставить трудиться.

Движения языка, которые мы совершаем, чтобы произнести звук – это рефлекс. С годами он всё сильнее закрепляется. Чтобы изменить настройки, нужна кропотливая работа и помощь квалифицированного специалиста.

Произносить звуки неправильно разрешается детям до 4,5 – 5 лет. Более того в этом возрасте они имеют полное право на коверканье слов. У них ещё идет формирование звукового строя речи, и дети как бы пробуют разные варианты звукопроизношения.

Ребёнок может не так произносить шипящие звуки, у него может не быть звука “р” или твердого “л”. К 4-5 годам произношение обычно самостоятельно выправляется и помощь логопеда большинству не бывает нужна.

Чем старше ребёнок, тем сложнее исправить его произношение, а после 14 лет это становится практически невозможным. Так, что если вы вовремя не спохватились, добиться совершенной речи у подростка вам будет трудно.

В последнее время все чаще неумение говорить правильно бывает вызвано у ребёнка именно патологией речи. И вот тут уже плохая дикция обернется трудностями при письме и чтении, а значит, и проблемами в школе. Если у вас именно этот случай, без помощи логопеда вам не обойтись.

Насторожиться и заподозрить, что не всё в порядке с речью ребенка, родители должны при таких ошибках.

Ребёнок взаимозаменяет звуки. Одно дело, если он говорит “ сапка” вместо “ шапка” – это лишь неумение произносить звук “ ш”. И совсем другое, если вместо слова “ собака” он говорит “шобака”. Значит, ребёнок не слышит, не различает звуки “с” и “ш”, а потому и взаимозаменяет их.

Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастёт, а даже если ему 2 года и он только заговорил, ведите его к логопеду.

Ребёнок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в 3, и даже в 4 года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но слово всё равно должно состоять из правильного количества слогов.

Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур – сигнал, что ребёнок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется в двух-трехлетнем возрасте.

Ребёнку больше 3,5 лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. И в этом случае придется обращаться к логопеду за специальными упражнениями.

Логопед не только ставит звуки, он проверяет общее развитие ребёнка, смотрит, какой у малыша словарный запас, хорошая ли слуховая и зрительная память. Умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами.

К 6 годам ребёнок должен знать всё многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды. К сожалению, сегодня ребёнок может впервые от логопеда услышать такие слова, как “ дуршлаг”,”плот” и т. д. Дорогие родители находите время для общения со своими детьми! Даже в то время, когда вы варите борщ, гладите белье, работаете на компьютере, поясняйте ребенку, что вы делаете.

Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребёнок не может выучить ни одного стихотворения – это тоже повод обратиться к логопеду.

Три года – возраст почемучек. Не ленитесь отвечать на бесконечные детские вопросы.

Но дети, которые плохо запоминают, мало интересуются происходящим вокруг них, редко задают вопросы и обычно тут же забывают ответы. Нелюбознательность ребёнка – тревожный симптом. Речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами, и плохая память может быть вызвана не особенностями развития, а неврологическими заболеваниями, которые возникли из-за осложненной маминой беременности или тяжелых родов.

К 5 годам ребёнок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а 6 годам и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.

Перед школой надо уже чётко знать, где “ право”, где “ лево”, что такое”вчера” и что такое” завтра”. Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребёнка нарушено зрительное и временное восприятие.

Так что на самом деле всем детям перед школой полезно посетить логопеда. Специалист посмотрит, соответствует ли развитие вашего ребёнка возрасту, и подскажет, на что надо обратить внимание и как вам с малышом в преддверии школы заниматься.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?» «Это моё!», «Отдай мне!», "Нет, не бери, это моё!" На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не участвует на утреннике в детском саду?»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не участвует на утреннике в детском саду?» Каждый ребенок хочет радовать своих родителей, выступая на празднике в детском саду. Детские утренники – хороший повод для родителей.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо кушает»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо кушает» Все родители желают своим детям здоровья и хотят, чтобы их ребёнок не болел, вырос красивым, сильным. Этого можно добиться, если ребёнку,.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок произносит бранные слова?»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок произносит бранные слова?» Наверное, все родители сталкиваются с тем, что в определенный момент своей жизни их ребёнок стал использовать в своей речи бранные слова.

Консультация для родителей «Если пятилетний ребенок плохо кушает» На моих глазах регулярно происходят сцены кормления, когда уставшая от постоянных уговоров мать пытается в очередной раз накормить своего.

Консультация для родителей «Если ребёнок боится врачей»Консультация для родителей «Если ребёнок боится врачей» Очень часто встречается ситуация, когда дети боятся врачей, испытывают страх перед людьми в белых халатах. Можно понять эмоции того ребёнка,.

Консультация для родителей «Если ребёнок не слушается»Консультация для родителей «Если ребёнок не слушается» Очень часто дети не слушаются своих родителей. Они не хотят убирать игрушки, не хотят ложиться спать, не хотят выполнять требования взрослых.

Консультация для родителей «Если ребёнок вновь твердит вам: «Я хочу!» Консультация для родителей. Если ребёнок вновь твердит вам: "Я хочу!" Елена Владимирова. Да здравствует детское "хочу"! Это истошно-надрывное.

Консультация для родителей «Если ваш ребёнок кусается» Ваш ребёнок начал кусаться? Укусил вас, старшего брата, на него пожаловались в детском саду, что он укусил своего друга. Вы не знаете, что.

Консультация для родителей «Если ваш ребёнок проявляет агрессию» Ситуации, когда дети проявляют по отношению друг к другу, по отношению к родителям агрессию, не редки. Такие ситуации возникают и в семье,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Если ребёнок плохо говорит»
Опубликовано: 31 января 2020 в 15:51
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Если ребёнок плохо говорит»» (включая файлы) размещена пользователем Барматина Ольга Валентиновна (УИ 2133866) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД