Ирина Ефременко
Консультация для родителей дошкольной старшей группы «Готовность к школе»
▼ Скачать
Педагог-психолог МДОУ «ДС №19» : Ефременко И. А.
Участники: родители детей старшей группы.
Дата проведения: 25.05.2022г.
У некоторых мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать.
Что значит — «не готов»?
Публикация «Консультация для родителей дошкольной старшей группы „Готовность к школе“» размещена в разделах
Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы.
В чём же суть «готовности»?
Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре, не сможет успешно учиться.
Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют.
Что отличает ребёнка, готового к школе?
Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п., это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.
Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. О чём свидетельствуют исследования? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.
И, наконец, четвё ртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет : «А я как будто сделал!».
Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Означает то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещё не доиграл.
В нашей группе :
Уровни готовности
май 2022г. Количество обследуемых детей 22 в % отношении
Высокий уровень 5 23
Средний уровень 8 36
Выше среднего 6 27
Ниже среднего 0 0
Низкий уровень 3 14
По результатам психодиагностического исследования можно сделать следующие выводы: психологические исследования полностью совпадают с качеством и процентом готовности детей данной группы. Соответствуют возрастным особенностям детей старшей группы. Способности детей подтверждают проведенные исследование.
В ходе исследовательской работы были выявлены следующие причины, влияющие на показатели психодиагностики дошкольников :
- особенности нервной системы;
- плохая концентрация внимания;
- ригидность, т. е. замедленное восприятие в переработке информации;
- языковый барьер.
Но, дети способны систематизировать и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов. А так же они охотно общаются со сверстниками и взрослыми, оценивают ситуацию и регулируют свое поведение. При этом нельзя не учитывать и состояние здоровья.
Активно воспринимают любую новую информацию, задают вопросы.