Ирина Мироновская
Консультация для родителей «Дошкольник и компьютер»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольник и компьютер
Мы живем в веке информационных технологий, и в наше время трудно представить себе жизнь без компьютера. Им пользуются все: родители и их дети, бабушки и дедушки, для кого-то компьютер - это рабочий инструмент, для кого-то источник информации, а для кого-то замечательная игрушка. Почти каждый дошкольник сейчас умеет пользоваться компьютером. У многих взрослых возникает вопрос: хорошо это или плохо?
Публикация «Консультация для родителей „Дошкольник и компьютер“» размещена в разделах
На экране дисплея оживают герои книг и сказок, предметы окружающего мира, цифры и буквы, любые фантазии ребенка. Попадая в компьютерную игру, дошкольник создают особый мир.
Компьютерные игры составлены, чтобы ребенок мог представить себе конкретную ситуацию и обобщить представление обо всех похожих ситуациях или предметах.
Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, это только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы.
Родители дошкольника знают, как трудно усадить малыша за занятия, а на компьютере ребенок занимается с удовольствием, потому, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка.
Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно "но", надо помнить о норме и понять, что компьютер за один час игры не сделают ребенка сразу умным и развитым. Все компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.
Контроль родителей
Всегда нужно знать, чем ваш ребёнок занят на компьютере. Помнить, что компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.
Компьютер дает возможность родителям и их детям интереснее проводить время и игры, перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. Когда эта возможность используется мудро, то компьютеры могут предложить детям еще один мир для исследований, который поможет удовлетворить бесконечное любопытство и жажду знаний ребенка.
Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Компьютерные игры воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в состояние стресса, и тогда на смену ему приходит псевдо общение. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.
Как определить момент наступления утомления у детей при работе на компьютере?
Методы наблюдения позволяют выявить индивидуальные сроки наступления утомления для каждого ребенка в зависимости от его состояния здоровья, самочувствия, индивидуально-типологических особенностей нервной системы, качества компьютера, компьютерной программы и других факторов.
При диагностике состояния детей следует ориентироваться на следующие группы критериев утомления:
- потеря контроля над собой: ребенок трогает лицо, сосет палец, гримасничает, трясет ногами, кричит и т. п. ;
- полное утомление: склонение туловища на бок, на спинку стула, задирание ног с упором коленей в край стола и т. д. ;
- нервно-эмоциональные реакции: крик, подпрыгивания, истерический смех и др.
Существуют определенные ограничения по времени: детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а дошкольникам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. К сожалению, сейчас встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером.
Компьютер может быть для дошкольника врагом или другом и помощником. Чтобы компьютер не принес ребенку физического и психологического вреда, необходимо соблюдать правила безопасности:
- выбор программы и организация рабочего места. Ребенок должен сидеть на расстоянии 50-60 см от монитора, источник света располагаться слева от экрана.
- следить, чтобы спина и ноги ребенка имели опору, чтобы предотвратить ухудшение осанки;
- большая нагрузка при работе с компьютером приходится на органы зрения, поэтому обратить внимание на качество монитора: минимальная частота обновления экрана в рабочем режиме должна быть не менее 85 Гц. Чтобы глаза отдыхали, надо делать с ребенком специальные упражнения;
- для дошкольников рекомендовано проводить компьютерные уроки по 15 минут, для младших школьников – по 20 минут;
- формировать правильное отношение ребенка к компьютеру, это поможет избежать осложнений в будущем;
- подчеркивать словом и действием, что эта «умная машина» – рабочий инструмент.
- показать, что компьютер используется только для дела;
- не использовать агрессивные игры, чтобы расслабиться после работы и не играйте в них при ребенке.
Главное, помните, даже самый продвинутый гаджет, не заменит живого общения, кисточки, пластилина и родительского внимания и объятий.