Ушакова Анна Сергеевна
Консультация для родителей «Добрые дела»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в детской среде становится все более очевидной. Она проявляется в отсутствии терпимости, сопереживания к окружающим, чрезмерной агрессии. Первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, усвоение моральных норм общества ребенок приобретает именно в дошкольные годы. Именно по этому важной задачей для нас, как взрослых, выступает формирование в детях доброты, выступающей основой нравственного поведения.
Публикация «Консультация для родителей „Добрые дела“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Мы много говорим о доброте, о том, как нужно вести себя с окружающими. Но можем ли мы доступно объяснить ребёнку «Что же значит «добрые дела»? Для начала необходимо определиться с таким важным понятием как доброта.
Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. Выделяют такие основные «ступени» доброты, как:
1 Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
2 Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
3 Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
4 Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
5 Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
6 Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
7 Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.
Не секрет, что некоторые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кто напорист, умеет отстаивать свои интересы любой ценой.
Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном случае, из ребенка может вырасти эгоист не только по отношению к окружающим, но и к близким и родным людям.
Доброту и чуткость в ребенке нужно воспитывать. При этом воспитать доброту можно только добром.
Сочувствию и сопереживанию человек учится всю жизнь. Дети, еще не научившиеся всему этому, часто не отдают себе отчет в том, что они делает больно другому. Особенно плохо, когда близкие взрослые не объясняют это, а поощряют в детях жестокость.
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
Важно прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным.
Для духовного воспитания детей очень важно читать им поучительные сказки со счастливым концом, в которых добро всегда побеждает зло.
Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде.
Важно воспитать ребенка на личном примере. Ребенок должен видеть ежедневно доброе отношение родителей к людям.
Необходимо общаться с ребенком:
- рассказывать ему придуманные вами сказки о добрых людях;
- вместе смотреть добрые мультфильмы;
- чаще читать поучительные народные сказки с последующим их обсуждением;
- учить ухаживать за растениями, животными;
- учить детей делиться;
- говорить с ребенком о разнообразии людей вокруг нас. Рассказывать, как непросто живется детям-инвалидам и детям-сиротам;
- не учить давать сдачу. Это учит агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами;
- учить ребенка помогать в домашних делах. Привычка заботится о родных закрепляется на всю жизнь;
- хвалить детей за добрые дела. Учить получать от добрых дел удовольствие.
В качестве примера можно привести следующие игры и упражнения, воспитывающие доброту в детях.
1. Игра «Вежливые слова» (на ковре).
Давай поиграем в игру. Я буду начинать фразу, а ты продолжишь:
– Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо).
– За доброту, любовь и книгу, скажем маме мы … (Спасибо).
– Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте).
– Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста).
– В разных странах на прощанье говорят … (До свидания).
– В лесу зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день).
А какие ещё вежливые слова ты знаешь? (Выслушать ответы ребенка).
2. Упражнение с карточками.
Можно распечатать и разрезать на карточки следующие картинки.
Родитель говорит : у меня есть карточки, на которых изображены разные действия. Давай я буду показывать их тебе, а ты говорить правильно ли поступают герои, изображённые на них, и как поступил бы ты в этой ситуации?
3. Упражнение «Дерево Добрых Дел».
Можно предложить ребенку нарисовать на листе ствол дерева и украсить его, заранее вырезанными, листьями, на которых написать предложенные ребенком добрые дела.
Находясь в комнате ребенка, ему предлагается следующее: «Посмотри вокруг, как ты думаешь, какие добрые поступки мы можем совершить? Ребенок должен сам предложить добрые дела. Можно подсказать: полить цветы, протереть пыль на книжных полочках, разложить игрушки красиво по местам.
Вот, сколько добрых дел ты назвал. Давай запишем их на листиках и наклеим их на наше дерево добрых дел.
А теперь давай постараемся сделать так, чтобы наше дерево слало зеленым. Давай дружно потрудимся и справимся со всеми делами, согласен? Далее можно вместе с ребенком полить цветы, расставить аккуратно книги на полке, убрать игры и игрушки.
Выполнив какое-либо доброе дело нужно разукрасить листик со сделанным добрым делом в зеленый цвет.
Родитель : Какие мы с тобой молодцы, посмотри какое теперь зеленое наше Дерево Добрых Дел. Я очень рад (а, что ты у меня такой добрый (ая) и заботливый (ая). Давай повесим наше дерево на стену в твоей комнате.
Подобным образом можно рисовать новые деревья добрых дел и предлагать ребенку их выполнить, чтобы на стене получилась алея из таких деревьев.
В качестве базовых советов в воспитании доброты в детях можно привести следующие:
- никогда не воспитывайте в плохом настроении;
- ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу;
- представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг;
- оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же;
- дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь, что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.
- родитель должен быть твердым, но добрым.
Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать.
В наших с Вами силах сделать так, чтобы все детки росли способными к совершению добрых дел.