Деришева Милена
Консультация для родителей «Диагностика и развитие творческих способностей ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческие способности ребёнка. Дальнейшая кружковая деятельность.
Цель: диагностика и развитие творческих способностей детей.
Задачи:
Диагностировать предрасположенность ребёнка к определённому виду творческой деятельности и его способностей;
Составить советы родителям по развитию способностей ребёнка через различные виды деятельности;
Ознакомить родителей с информацией по местам развития творческих способностей детей.
Публикация «Консультация для родителей „Диагностика и развитие творческих способностей ребёнка“» размещена в разделах
- Диагностика
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Когда малыш только появляется на свет, заботливые родители гадают, кем он станет в будущем, прочат ему счастливую безбедную жизнь, богатую на интересные события. Но вот ребеночек растет, и мама с папой приглядываются к нему: быть может, у малыша имеется дар художника? Или способности музыканта? Как узнать, к чему расположен ваш ребенок? Как выбрать для него интересное направление и не ошибиться? Ведь ошибка в данном случае может повлиять на всю дальнейшую жизнь.
Как правило, маленькие дети обладают какими – нибудь способностями. Они почти все любят рисовать, прекрасно поют на утренниках и читают стихи. Разумеется, не у всех детей это получается одинаково хорошо. Кто – то стесняется, кто – то плохо запоминает текст, а кто – то не умеет танцевать. Но все же, главная особенность, отличающая детей от взрослых, состоит в том, что дети не боятся пробовать новое. Для них все происходящее – не более чем увлекательная игра. Они ко всему относятся легче, и потому так быстро учатся всему. Но довольно часто творческие способности детей оказываются подавленными, остаются нераскрытыми и непонятыми!
Поэтому, для полноценного понимания, в первую очередь, необходимо родительская наблюдательность, которая поможет ответить на специальные тестовые вопросы, касаемых способностей малыша.
Диагностика способностей ребёнка
Многих специалистов волнует вопрос: как определить способности ребенка и его склонность к какой – либо деятельности? Родителям следует обратить внимание на его поведение – оно скажет само за себя. Вот несколько критериев, по которым можно узнать общую картину способностей ребенка:
1) Ребенок по – настоящему увлечен каким – то делом. Например, ему нравится рисовать. Значит, он будет этим заниматься не только на занятиях по изобразительному искусству, но и в самое неподходящее время и в неподходящем месте. Родители не должны испугаться, обнаружив дома разрисованные обои. Не следует наказывать малыша – этим можно подорвать его веру в себя, в то, что то, чем он занимается, может быть интересно другим.
2) Ребенок просит родителей купить ему атрибуты какой – либо деятельности: музыкальный инструмент (например, пианино, хотя не умеет на нем играть, или альбом с красками. Самое время задуматься над тем, почему его так тянет к этому занятию? Быть может, у него действительно имеются незаурядные способности, которые нужно развивать?
3) Ребенок не прекращает заниматься каким – то делом, представляющим для него интерес, даже если ему это запретить. К примеру, если вы запретите ему сочинять стихи, малыш спрячет от ваших глаз заветную тетрадку, но не оставит своего занятия. Просто отныне он будет осторожнее, и вы так и не узнаете о создании его очередного поэтического шедевра.
Тесты способностей
Общий тест способностей:
Пожалуйста, честно ответьте на вопросы о вашем ребёнке, представленные ниже:
1. Хорошо ли ваш ребенок запоминает звучащую речь?
2. Умеет ли ребенок с легкостью распознавать ваше настроение?
3. Интересуется ли ребенок цифрами, любит ли складывать, вычитать?
4. Знает ли малыш, кем хочет стать в будущем? Есть ли у него мечта?
5. Останавливается ли ребенок на улице, чтобы послушать, как кто – то играет на гитаре или аккордеоне?
6. Быстро ли ваш ребенок освоил цифры?
7. Изобилует ли речь ребенка сложными фразами и конструкциями?
8. Любит ли ребенок классическую музыку?
Интерпретация полученных результатов:
Будущий лингвист – вопросы 1,7
Будущий музыкант – вопросы 5,8
Будущий математик – вопросы 3,6
Будущий психолог – вопросы 2,4
Тест специальных способностей (для более старшего возраста):
Для диагностики выраженности у ребенка различных специальных способностей можно использовать опросник «Карта способностей».
Опросник адресован родителям, а также педагогам и психологам. С его помощью они могут оценить способности своих детей.
Инструкция
Перед вами 80 утверждений, которые касаются особенностей поведения и деятельности ребенка. В конце теста перечислены 10 областей деятельности, в которых ребенок может проявить свои таланты. Не забегайте вперед и не читайте их, пока не заполните таблицу ответов. Внимательно изучите утверждения и оцените своего ребенка, пользуясь следующей шкалой:
(++) — оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) — оцениваемое свойство выражено нечетко, проявляется редко.
Оценки ставьте в таблице ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в клетку с цифрой 1, оценку по второму — с цифрой 2 и т. д. Если вы затрудняетесь дать оценку способностям ребенка, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, либо ставьте временный нуль карандашом.
Примерная таблица ответов
I II III IV V VI VII VIII IX X
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
Вопросы-утверждения
1. Ребенок склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать не только конкретными, но и абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. Оригинален в выборе сюжетов. В рисунках обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. Избегает однообразия.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации предметов, устанавливая их принадлежность к какой-либо группе.
12. Не боится новых видов деятельности, новых идей, приемов, способов, действий.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может использовать различные детали конструктора, мелкие предметы (прищепки, катушки, шурупы, желуди и др.) для создания новых поделок, игрушек, приспособлений.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в использовании различных предметов для организации игры (устройства штаба, шалаша, может использовать мебель, предметы быта, природные материалы.
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов.
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по знаниям, учебным умениям на год или на два.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, создания коллажей, рисунков.
35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувства.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить переживания героев.
38. Любит рисовать чертежи и схемы (план комнаты, электропроводки; схему мотора, карты с указанием места тайника и др.).
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает мимику и жесты.
40. Бегает быстрее своих сверстников.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен предложить разные способы решения одной и той же проблемы.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д., в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) рассказы о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать новые идеи, но и претворять их в жизнь.
53. Читает энциклопедии, художественную литературу, опережая своих сверстников на год или два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Быстро обучается игре на музыкальном инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания событий (что обычно не умеют делать его сверстники, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. С удовольствием слушает или сам читает детскую популярную литературу, посвященную техническим изобретениям, знает фамилии известных изобретателей.
59. Склонен брать на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения повседневных жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Любит собирать из деталей конструктора самолеты, автомобили, корабли и т. д., может придумывать свои оригинальные модели.
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время, играя в подвижные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и назначении предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, придумывание историй, конструирование и др., способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники, читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в собственном рисунке или поделке.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Обработка и анализ результатов
Сосчитайте количество плюсов по вертикали. Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Каждый столбик соответствует той или иной области деятельности.
I. Интеллектуальные, познавательные способности.
II. Творческие, креативные способности.
III. Академические, учебные способности.
IV. Способности к художественному творчеству.
V. Музыкальные, вокальные и исполнительские способности.
VI. Литературные способности.
VII. Артистические способности.
VIII. Технические, конструкторские способности.
IX. Лидерские, коммуникативные способности.
X. Спортивные, физические способности.
Оценка степени выраженности способностей имеет четыре уровня:
0—4 балла — низкий уровень (способности не выражены);
5—8 баллов — средний уровень (способности выражены слабо);
9—12 баллов — уровень выше среднего (выраженные способности);
13—16 баллов — высокий уровень (ярко выраженные способности, которые отмечают даже посторонние люди).
С помощью этого теста можно определить сильные стороны вашего ребенка, понять, какие способности следует развивать.
Помимо представленных выше тестов также к диагностике и выявлению твор-ческих предпочтений ребёнка можно отнести ассоциативный тест, основанный на силуэтах детей в различных видах деятельности. Здесь ребёнок выбирает для себя более понравившиеся варианты, дальше родитель работает на ознакомление и углубление знаний по данному виду спорта, чтобы сузить круг предпочтительного вида деятельности (набор силуэтных видовых образов находится в отдельной папке).
Дополнительные тесты на выявление гуманитарных способностям и способностей к изобразительному творчеству можно увидеть на сайте http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/diagnostika-sposobnostei-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (диагностика способностей детей дошкольного возраста)
Советы по развитию способностей
Как развивать творческие способности у детей? Воспитание творческих способностей ребенка нужно начинать с понятия «красота». В каких бы формах она ни проявлялась – в музыке и звуках, в природе, в изобразительном искусстве – если она одухотворена, то всегда несёт в себе добро. Духовная жизнь ребёнка зависит от того, сможет ли он глубоко воспринимать все виды искусств. Впечатления, знания и представления, пройдя через душу, в конце концов, станут его собственными и определят в дальнейшем нравственную и гражданскую позицию.
Развитие творческих способностей детей немыслимо без бесчисленных диалогов о прекрасном. Музыка, игровые ситуации, зрительные образы и художественные тексты – вот основной арсенал средств для создания атмосферы увлечённости. Учите вашего ребёнка непросто воспринимать красоту, подведите его к тому, чтобы он сам смог её создавать.
ТАНЦЫ И ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА
Замечательно, если ваш малыш занимается танцами (современными, латиноамериканскими, классическими). Расскажите ему о балете, а лучше сводите в театр (первыми спектаклем может стать «Щелкунчик» П. И. Чайковского). Перед походом прочитайте сказку Гофмана или просто перескажите сюжет. Объясните, что в балете артисты не поют и не разговаривают. Они рассказывают о чувствах и переживаниях своих героев при помощи пластики движений и мимики. Ещё одним выразительным средством является костюм – воздушная и лёгкая пачка балерины или трико танцора, пуанты на ногах – все это призвано образно раскрыть характер персонажей.
Ребенок должен уловить связь между музыкой и происходящим на сцене действием. Анализируйте вместе с ним музыкальный материал – когда звучит веселая мелодия, а когда тревожная и напряженная. Попутно вы можете рассказать о музыкальных инструментах. Сделать это следует в простой, доступной ребенку форме. Дирижер оркестра – руководитель! От него зависят и музыканты, и танцовщики; сам оркестр подразделяется на несколько групп – струнную, духовую и ударную. Не нагружайте ребенка всеми известными вам подробностями сразу – распределите материал равномерно. Помните – вашему чаду должно быть интересно! В противном случае вы добьетесь обратного эффекта, и превратите увлекательный экскурс в нудное занятие.
КАК РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Развитие художественно творческих способностей детей нужно начинать со знакомства малыша с различными жанрами.
Запаситесь красками, кисточками и большими листами бумаги: сегодня вы и ваш малыш – художники! Помните что для ребенка это должно быть веселой игрой, не заставляйте его насильно иначе ничего не выйдет. Поставьте на стол вазу с цветами, положите несколько яблок и других фруктов – натюрморт («неживая природа» в переводе с французского) готов! Пусть ребенок попробует сам изобразить предметы, поощряйте его, но не довлейте.
Таким же образом вы можете постепенно рассказать ему обо всех остальных жанрах. Моделью для портрета станьте сами; возьмите карандаши и бумагу на прогулку и нарисуйте там пейзаж. Для батального жанра, прочитайте вслух какой-нибудь рассказ, например о войне, и попросите ребенка зарисовать его впечатления. Закрепляйте материал, спрашивая у малыша, какими отличительными свойствами обладает каждый жанр.
Посещайте с ребенком различные музеи и выставочные залы, знакомьте с биографиями известных художников и скульпторов. Расспрашивайте о том, что он видит на картине, нравится ему изображение или нет и почему.
КАК РАЗВИТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ
Пойте для ребенка и вместе с ним. Отхлопывайте различные ритмы, начинайте самых простых и постепенно усложняйте рисунок. Объясните малышу, в чем разница между танцевальной, песенной и маршевой музыкой. Если вы умеете играть на фортепиано, то разучите как можно больше различных детских песенок и устраивайте домашние концерты для друзей. Это научит ребенка самовыражению, и, возможно, определит всю его дальнейшую жизнь. Самым сильным воздействием обладает живая музыка, поэтому сделайте посещения концертного зала регулярным и обычным явлением вашей жизни.
Музыка имеет огромное влияние на развитие ребенка, поэтому обращайте побольше внимания на то, как ваш ребенок развивается в этой области и что он слушает.
Помните, творческие способности есть в каждом ребенке, важно вовремя их развить.
Адреса детских кружков и спортивных секций
Ознакомиться с данной информацией можно на сайтах:
http://adres.kirovchanka.ru/obrazovanie-i-razvitie/czentryi-detskogo-tvorchestva (Детские кружки, спортивные секции Кирова)
http://dvorecmemorial.ru/ (Главная страница Дворца творчества «Мемориал» Дворец пионеров)
И там можно посетить:
Объединения, секции, студии
Дворец сегодня – это современная образовательная система, в 46 объединениях которой занимается свыше семи тысяч воспитанников от 3 до 18 лет по образовательным программам 10 направленностей:
военно-патриотической,
художественно-эстетической,
социально-педагогической,
культурологической,
естественнонаучной,
туристско-краеведческой,
эколого-биологической,
физкультурно-спортивной,
спортивно-технической,
научно-технической.
Где внимательно можно просмотреть каждое интересующее направление.
Кабинет психолога
Психологические услуги
Для дошкольников:
Индивидуальная психологическая диагностика детей 3-7 лет;
Психологическое консультирование родителей и детей.
Где можно записаться на консультацию у опытного психолога данного учреждения по конкретным вопросам.
Платные услуги
Где представлена информация о порядке предоставления платных дополнительных образовательных услуг КОГОБУ ДОД - Дворцом творчества детей и молодежи и планы работы.
В заключении хочется отметить: никогда не следует запрещать детям заниматься чем – то, что вдохновляет их, ведет к развитию, заставляет совершенствоваться и получать новые знания. Это опрометчивое решение чревато последствиями: потеря интереса к обучению, утрата веры в себя, развитие чувства неудачливости и никчемности. Поощряйте новые начинания своих детей, пусть даже они представляются вам бесперспективными.
Не страшно, если ребёнок будет искать себя и перепробует множество вариантов. Если не прижилось, значит это не его, но зато малыш попробует себя в разной деятельности и получит бесценный опыт. Никогда нельзя знать, чем обернется простое детское увлечение.