Рахматуллоева Мунира
Консультация для родителей «Детские фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Период вечных «почему» и «зачем» начинается у детей примерно с переходом в среднюю группу, то есть в 4-5 лет. Мышление в этом возрасте уже достаточно развито, чтобы понимать: окружающий мир живет по неким законам и правилам. Более-менее сформированная речь позволяет мыслить, рассуждать и озвучивать свои вопросы. Через рассказы и объяснения взрослых ребёнок познаёт мир. По сути, взрослые — единственный всегда доступный источник информации, поэтому не стоит раздражаться из-за нескончаемых вопросов малыша. Если он активно интересуется окружающей действительностью, то обладает живым умом и любознательностью — качествами, необходимыми для хорошей учёбы в школе. И напротив, если ребенок в 4 года не научился мысленно выходить за пределы своего опыта и постигать новое, то позже научиться этому будет намного труднее.
Темочки:
Поэтому правильное поведение взрослого в общении с любопытным малышом — запастись терпением и отвечать на вопросы простыми словами и в доступной форме. Если сил у мамы уже не остаётся, то можно переадресовать вопросы папе, бабушке или другим родственникам, которые не так часто общаются с почемучкой и готовы помочь.
Детские вопросы часто вызывают затруднения у взрослых. Какие-то ответы ребёнок не поймёт в силу возраста, а что-то могут не знать сами родители. Что же делать в таких ситуациях?
В первом случае нужно объяснить максимально просто, на элементарном уровне, поскольку ребёнок ещё не понимает сложных причинно-следственных связей. На вопрос, как он появился, отвечайте, что из маминого животика. На вопрос, откуда берётся дождь, рассказывайте, что из серых туч, наполненных водой. Отвечайте максимально просто и исчерпывающе, так как лишние подробности приведут к новым вопросам. Дети в этом возрасте вполне удовлетворяются простыми ответами.
Во втором случае можно честно признаться, что не знаете, и предложить поговорить позже, когда найдёте информацию. Так и родителям придется развиваться и повышать эрудицию, благодаря любимым почемучкам. Также можно перенаправить сложный для мамы вопрос (например, технический) к папе, деду или брату.
Главное правило ответов на вопросы — они должны быть правдивыми и содержать верную с научной точки зрения информацию.
В помощь родителям придумано много всего.
1. Развивающие занятия, где специалисты отвечают на все вопросы маленьких почемучек и обучают их полезным навыкам.
2. Развивающие мультфильмы, вроде «Фиксиков» или «Малышариков», где многие процессы и явления объясняют понятным малышам языком.
3. Аудиосказки для почемучек, в которых специально освещают интересные для большинства детей вопросы.
4. Специальные серии детских книг, подробно описывающие темы, интересные малышу, например, «Транспорт», «Животные», «Жизнь в городе», «Детский сад», а позже и детские энциклопедии.
5. Специальные приложения и развивающие компьютерные игры для детей. Но здесь нужно помнить о допустимой норме для детей 4-5 лет: всего 10 минут в день. Обычно дети хотят играть больше и их очень трудно остановить, поэтому лучше не использовать этот способ, по крайне мере для познания реального мира.
6. Специальные выставки, музеи, игровые пространства, в которых можно всё потрогать, попробовать, понаблюдать, погрузиться в интересные процессы.
Однако, обращаясь к помощи других людей, воспитателей, авторов мультфильмов и книг, а также современных технологий, нужно понимать, что вы доверяете формирование картины мира и моральных принципов ребёнка (что такое «хорошо» и что такое «плохо») кому-то другому. И потом ребенок может сильно удивить вас своими взглядами на жизнь.
Кроме настойчивого познания мира, дети 4-5 лет начинают активно фантазировать. Они рассказывают невероятные истории про драконов под кроватью и летающие поезда в небе, про оживающие ночью игрушки и встречу с пиратами на детской площадке. Сюжеты фантазий малыши берут из собственного или родительского опыта, сказок, мультфильмов и книг. Поводом для фантастической истории может быть яркий сон, который перепутался в детском сознании с реальностью. А иногда история создается для победы над страхами или исполнения заветных желаний.
Как раз с 4 лет запускаются механизмы активного, созидающего воображения, очень полезного в дальнейшей жизни, поэтому взрослым нужно вести себя деликатно и соблюдать принцип «Не навреди». Для начала следует выслушать историю до конца и ни в коем случае не говорить ребёнку, что он врет. Реакция взрослого должна быть спокойной и заинтересованной, допустимо лишь легкое сомнение по поводу совсем уж фантастических деталей рассказа.
В это время как раз нужно читать детям волшебные сказки, чтобы дать пищу их фантазиям. Выбирайте сказки, в которых четко выделены хорошие и плохие герои, затрагиваются вопросы морали. Так у ребёнка формируется нравственная основа, с которой он будет сверять поступки, свои и чужие.
Дети 4-5 лет — почемучки и фантазеры, но этим и прекрасны. Без помощи родителей или других наставников пройти этот этап развития практически невозможно, поэтому лучше настроиться на позитив и получать удовольствие от разговоров со своими детьми.