Ирина Остапенко
Консультация для родителей «Дети цифрового поколения»
▼ Скачать +Заказ
В век информационных технологий очень сложно оградить детей от использования различной техники, электроники и гаджетов: компьютеров, телефонов, планшетов и пр. Да, и нужно ли это? Компьютер и дети - это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а детки все раньше осваивают современную технику.
Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка.
Публикация «Консультация для родителей „Дети цифрового поколения“» размещена в разделах
Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт с вопросами, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.
Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия. Рассмотрим плюсы и минусы.
МИНУСЫ
1. Ухудшение зрения.
• Возникает синдром «сухого глаза» Это связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает. Дети очень увлечены игрой или просмотром мультфильма, и они забывают о таком простом действии. В результате слезная пленка высыхает и источается. Появляется ощущение сухости или «песка» в глазах, с которым дети борются своеобразно-начинают тереть их грязными руками, что, в свою очередь, может привести к различного рода заболеваниям.
• Близорукость. Если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии. Глаза вынуждены постоянно повышать резкость изображения, что чревато спазмом зрительных мышц. Оптимальное расстояние между глазами и монитором - 60-70 см.
Как утверждают специалисты, у детей в раннем возрасте зрение «садится» очень быстро, примерно, за полгода, а вот восстановлению поддается не всегда. Поэтому родители должны следить, чтобы ребенок не жил в «обнимку» с гаджетом, а все-таки играл и развивался еще и в реальном мире.
1. Малоподвижный образ жизни – гиподинамия.
• Дети, которые постоянно играют в планшетный компьютер или ноутбук, практически не двигаются, сидят со своими любимыми гаджетами, зачастую, сутулясь. Все это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой, проявляется остеохондроз. От постоянного нахождения кисти руки на мышке развивается туннельный синдром, проявляющийся в болях при движении пальцами и запястьем, может развиться локтевая болезнь – бурсит, мешочек жидкости на кончике локтя воспаляется.
• Перенапряжение шейного отдела позвоночника и его последствия.
Поскольку статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи, от этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные боли, кислородное голодание, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе. Иногда возникает церебральная форма вегето-сосудистой дистонии, проявляющаяся в постоянных головных болях, полуобморочных состояниях.
1. Электромагнитное излучение.
• Как любой электроприбор, компьютер, планшет или ноутбук излучает электромагнитные волны. Постоянно воздействуя на детский организм, это излучение запускает в нём патологические процессы, которые могут привести к гормональным сбоям, аутоиммунным заболеваниям, нарушениям в работе нервной системы и даже к онкологическим заболеваниям. В связи с тем, что кость ребенка тонкая, хрящ ушной отсутствует, он более предрасположен к проникновению в организм электромагнитных волн и появлению опухолей (у взрослых облучение мозга идет в соотношении 15 – 20%, а у детей 70 %)
1. Нанесение ущерба психическому здоровью.
• Во-первых, это отставание в развитии речи.
Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Но речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами.
• Снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. Собственная самостоятельная, содержательная активность не только блокируется, но) не развивается, и даже не возникает, не появляется.
• Снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. Собственная самостоятельная, содержательная активность не только блокируется, но не развивается, и даже не возникает, не появляется.
• Компьютерная зависимость
И наконец, самое страшное, злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя не комфортно и капризничать. Но, с другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у малыша нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных занятий, ребенку проще потратить свободное время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями, он достаточно легко обходится без гаджетов.
Для профилактики компьютерной зависимости ребенка можно дать следующие рекомендации:
1. Введите строгий режим: общение с гаждетами должно осуществляться по режимному моменту, в определенное время и всего 30 мин. Не поддаваться на капризы ребенка и его слезы, реагировать спокойно, терпеливо, стараясь заинтересовать другим.
2. Поощряйте и хвалите детей: не стесняйтесь хвалить ребенка за пустячные успехи, вымытую тарелку, спокойную игру, чтение книги, разговор с родителем, братом. В компьютерной игре заложено множество поощрений, даже за проигрыши, что привлекает ребенка, так как от родителей не услышат дети подобного.
3. Станьте примером для ребенка: старайтесь сами не нарушать правила, которые установили для ребенка не зависимо от каникул, гостей, домашних дел, переездов. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимым. ?
4. Стимулируйте разнообразную деятельность ребенка: приобщайте его к домашним делам, семейным играм, традициям, рассказами о своем детстве заинтересуйте другими играми.
ПЛЮСЫ
1. Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях.
Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.
1. Развитие познавательных процессов и получение новых знаний.
Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире. Подвох в том, что качественных развивающих игр и мультфильмов не так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте.
Детям можно установить на ноутбук или планшет развивающие игры, соответствующие возрасту. Главное, чтобы родители контролировали время, проведенное ребенком с гаджетом.
1. Компьютер – друг, помощник.
Существует множество программ, помогающих взрослым развивать способности ребенка. К тому же большие энциклопедические данные заложены в компьютере, которые необходимы ребенку для обучения в школе.
Как же быть? Разрешить гаджеты или отобрать? Речь идет о развитии и здоровье маленького ребенка, где вы выступаете родителем, человеком старше, умнее, с кого он должен брать пример. Если родитель увлечен компьютером, планшетом, смартфоном, то ребенок не мыслит свое развитие без гаджетов. И наоборот, если родители ведут подвижный образ жизни, увлечены спортом, книгами, играми с детьми – то у ребенка развивается чувство другой действительности, жизни без гаджетов.
Это не означает, исключить компьютер или планшет из жизни детей. Сегодня это невозможно, да и бессмысленно в современном обществе. В раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет, когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации.
Грамотное и умеренное использование гаджетов способствует развитию ребёнка и помогает ему шагать в ногу со временем.