Светлана Яковлева
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Эта удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения очень актуальна сейчас. Ребенок особенно уязвим перед неблагоприятными факторами, способствующими развитию заболеваний дыхательных путей, проявлению аллергических реакций. Известно, ребенку для нормального развития и активной деятельности необходим чистый воздух. В дошкольных учреждениях воздушная среда, окружающая каждого ребенка, может иметь негативное воздействие на детский организм. Именно в ней находятся возбудители различных инфекционных заболеваний, много частичек пыли разного рода, бытовых загрязнений.
Публикация «Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста „Эта удивительная соль“» размещена в разделах
Все перечисленное не лучшим образом сказывается на детском здоровье, так как почти 80 % времени дети проводят в условиях помещения учреждений в осенне-зимний период.
В групповых помещениях, во время проведения занятий, как правило, воздух насыщается углекислым газом, различными элементами, загрязнителями воздушной среды, повышается влажность воздуха. Режим проведения занятий и плотность расписания деятельности детей не позволяет кардинально сменить воздух. Все это не только не создает комфортные условия для пребывания детей в помещениях, а и способствует снижению иммунитета у детей. Из-за этого растет группа часто болеющих детей. Все это сказывается на повышении заболеваемости в учреждении и снижении посещаемости.
Чтобы выявить явные причины загрязнения, повлиять на общую картину окружающего воздушного пространства, мы определили предполагаемые источники загрязнения. Ими оказались: пыль после уборки, запахи и влажный воздух из пищеблока, бытовые запахи, длительное нахождение детей в помещениях после занятий и не тщательная смена воздуха во всех помещениях учреждения.
Поскольку современная жизнь все больше удаляет человека от природных факторов и велико повсеместное воздействие современных технических средств, то не только возможным, но даже необходимым является использование природных материалов в работе с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения. Тем самым не только вносится элемент разнообразия в детскую деятельность, но и внедряется здоровьесозидающий компонент. Одним из таких материалов являются морская соль и древесный уголь. Соль насыщает воздух полезными минералами, а уголь очищает его, адсорбирует вредные вещества, запахи.
О пользе соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен и т. д.). Научно доказано, что кристаллы соли своим воздействием способны ликвидировать болезнетворные микробы, а также делать организм ребенка менее восприимчивым к различным заболеваниям. При использовании соли в помещении происходит благоприятное изменение ионного состава воздуха, нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух испарениями, имеющими оздоровительный эффект. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, раздражая нервные окончания, развивая мелкую моторикурук.
Древесный уголь благодаря своим крошечным порам, способен интенсивно впитывать в себя разные вещества из окружающей среды и поэтому обладает такими замечательными и полезными свойствами:
• отлично вбирает в себя влагу;
• дезодорирует помещение от неприятных запахов;
• очищает воздух, удаляя формальдегид и другие химические соединения, витающие в помещении, богатом синтетическими материалами;
• обладает антикоррозийным действием, способствуя сохранению целостности различных материалов в здании;
• очищает воду от вредных примесей;
• предотвращает продукты питания от порчи;
• из него создают тот самый активированный уголь, который мы покупаем в аптеке.
Нами был изучен опыт детского сада, который в своей практике применял оздоровление детского организма морской солью и были показаны положительные результаты. Исходя из опыта, нами был разработан проект по оздоровлению детей «Волшебная соль для вашего здоровья».
Цель проекта: создание в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» оптимально комфортной воздушной среды, благотворно влияющей на физическое и психическое развитие детей, позволяющую снизить заболеваемость часто болеющих детей на 30%.
Задачи проекта:
1. Внедрить модель организации очищения воздуха в группе с использованием натуральных сорбентов (древесный, активированный уголь, морская соль) и специальных средств (аэроионизаторы, соляные лампы).
2. Организовать эффективную педагогическую деятельность, направленную на формирование компетентности детей, родителей и сотрудников МДОУ о способах создания комфортной воздушной среды для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста.
С целью выявления состояния здоровья и уровня заболеваемости воспитанников был проведен мониторинг. Организована и проведена встреча с родителями по теме «Как улучшить чистоту воздуха в детском саду».
Выявлены знания родителей о благотворном влиянии морской соли и древесного угля на детский организм. Совместно с родителями запланировали мероприятий по очищению воздуха в помещении активированным углем и насыщению воздуха в помещениях учреждения морской солью. Родителям были розданы памятки с целью Раздача ознакомления с полезными свойствами морской соли и древесного угля. Приобретены соляные лампы.
В группе расположены емкости с солью и расставлены емкости с древесным углём. Когда дети играют с солью то частички соли поднимаются в воздух и насыщают воздух полезными микроэлементами морской соли, а древесный уголь очищает воздух от неприятных запахов.
Чтобы малышам легче дышалось, воспитатели в дополнение к оздоравливающему эффекту морской соли и древесного угля ионизируют воздух специальными соляными лампами. Соляные лампы бывают разных цветов.
Оранжевый цвет. Соляная лампа такого цвета положительно влияет на психику, успокаивает, лечит нервы, выводит из шокового состояния. Она вызывает чувство защищенности.
Желтый цвет. Этот минерал рекомендован для детской комнаты, так как активирует умственные способности, интеллект, сообразительность.
Красный цвет. Этот минерал укрепляет сердечно -сосудистую систему, придает бодрости, активности, жизненной энергии.
Белые соляные лампы. Зачастую используются в лечебных учреждениях. Таким образом, напрашивается вывод, что неотъемлемым элементом декора в местах, где ценят физическое и эмоциональное здоровье, являются соляные лампы. Свет нагревает минерал и активирует гидратацию, тем самым усиливая и ускоряя процесс очищения воздуха.
В своей работе мы используем цикл упражнений направленных на максимально эффективное развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование упражнений с применением морской соли, что в свою очередь помогает решить главную проблему – преодоление речевых нарушений.
Данный цикл упражнений помогает решить следующие задачи:
• развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• снимает мышечную напряжённость;
• совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
• способствует расширению словарного запаса;
• позволяет развивать фонематический слух и восприятие;
• способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
• повышает мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.
Необходимые оборудование и материалы:сухая морская соль, контейнеры с крышкой, бумажные салфетки, мелкие предметы (крышки от пластиковых бутылок, детали от конструктора «ЛЕГО», игрушки «киндер» и т. д.)
Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с морской солью, упражнения показываются педагогом и сопровождаются словесной инструкцией. Ребенку разрешается потрогать соль, показывается, что она сыпучая, рассматриваются с ребенком ее кристаллы. Детям можно рассказать сказку или рассказ о море, можно организовать исследовательскую деятельность. Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире.
Выделяют основные движения, которыми ребенок должен владеть:
• сжимание кисти в кулак и разжимание
• вращательные движения указательными пальцами
• потирание ладони о ладонь
• соединение пальцев каждой руки в щепоть
• удерживание кисти и пальцев рук в виде ковша
Пальчиковые упражнения с солью :
• «Паучок» — погружение в соль только подушечек пальцев, сопровождается стихотворением: «Сидит на ветке паучок, расставил лапки – и молчок».
• «Солим суп» — захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы: «Мы сегодня повара, суп солить давно пора».
• «Хлопки» — похлопывать ладонями о соляную: «Хлопайте ладошки соляные крошки, крепко прижимайте, быстро убегайте».
• «Цыплята» — пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность: «Травку дружно мы клюем, червячка сейчас найдем» и другие.
Игры для пальцев рук:
• «Ловим рыбку» : в емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т. д.
• «Построим замок» : с использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.
• «Художники» : указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы (самостоятельно и по заданию педагога).
• «Угадай-ка» : найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы) и другие.
Очень увлекательными и интересными для детей являются различные виды творческой деятельности с использованием соли: рисование солью, лепка из соленого теста, поделки из соли – например, послоевое наполнение прозрачных баночек солью, предварительно окрашенной в разные цвета с помощью пищевых красителей. Такая работа весьма кропотлива и способствует художественно-эстетическому развитию, формированию воображения, креативности, а также развитию терпеливости, внимательности, умению видеть красоту в обычных предметах.
Сочетание пальчиковой гимнастики и морской соли это несложный, интересный и увлекательный вид деятельности для ребенка, который позволит достичь положительных результатов в развитии мелкой моторики детей и будет способствовать преодолению речевых нарушений, а так же развитию основных компонентов речи. Всё это дает возможность рекомендовать технологию использования морской соли и воспитателям, и родителям в организации деятельности детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки, а также развития всех компонентов речи.
В ходе экспериментально-исследовательской деятельности с детьми мы проводим ряд опытов с использованием соли, таких, как:
• изучение свойств соли (вкус, цвет, сыпучесть, способность растворяться в жидкости и менять ее вкус);
• «плавающее яйцо» — изучение плотности как физического свойства соли;
• испарение соли из воды;
• растворение льда солью;
• соль как чистящее средство;
• выращивание кристаллов соли в бытовых условиях (опыт с нитками и веточками в соляном «инее»).
Данные виды исследовательской деятельности систематизируют представления детей о соли, ее свойствах и пользе, развивают наблюдательность, аналитико-синтетические способности, умение действовать по алгоритму, делать выводы и умозаключения, и, конечно, также вносят оздоровительный элемент в образовательный процесс.
Комплекс мероприятий и игр с солью как нетрадиционный компонент реализации технологий здоровьесбережения в работе с детьми дошкольного возраста мы считаем эффективным. Проводимая работа позволила снизить заболеваемость у часто болеющих детей.