Елена Босий
Консультация для родителей детей раннего возраста «Роль семьи в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка посвящена теме воспитания детей в семье. Затронуты вопросы воспитания подрастающего поколения в атмосфере любви, понимания и поддержки, необходимости растить счастливых и психологически здоровых детей.
Введение.
Публикация «Консультация для родителей детей раннего возраста „Роль семьи в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
В основе отношения родителей к ребенку лежит естественное и прекрасное чувство любви к нему. Правильно относиться к ребенку — это значит уважать в нем человека, пусть пока еще маленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности.
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому – родители пример ему.
Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб
Пусть помнит, что с лихвой получит от них все то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети – мы за слова свои в ответе и за дела!
Легко толкнуть детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом! (Себастьян Брант)
Цель данной консультации – помочь родителям принять всю ответственность за воспитание детей, зерна которой дадут ростки во взрослую жизнь. И в зависимости от того, что будет заложено при воспитании, мы получим тот или иной результат. Цель педагога с помощью компетентных советов по педагогике и психологии- помочь родителям вырастить гармоничную личность.
Семья — это первичная ячейка общества, в ней появляется новый человек. Семья - это первая школа жизни для ребенка. Для ребенка родители - это первые учителя и воспитатели. Основой влияния родителей на ребенка является их бескорыстная любовь к нему, забота о нем в сочетании с требовательностью. На эту любовь и заботу ребенок отвечает чувством глубокой привязанности и любви к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать во всем.
Воспитание детей в семье - дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Дети в семье – дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Они приносят радость, заботу, расширяют любовь друг к другу, делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание душевного и телесного здоровья. Семейные кризисы всегда производят тяжелое впечатление на детей, особенно если они скрыты от ребёнка. В реальной жизни семьи практически невозможно, чтобы конфликты или просто плохое настроение одного человека переживалось лишь им одним. Известно, что даже новорожденный, если его мать испытывает тревогу, тоже начинает нервничать. Новорожденный, не понимающий ни языка, ни значения выражения лица, тем не менее, улавливает состояние матери. Даже дошкольник, не понимая полностью сути родительских разногласий, придаёт им своеобразный смысл. Ребёнок понимает, что, когда мама и папа ругаются, ему плохо, ему хочется плакать, бежать куда-то или сделать что-нибудь злое. Родители исходят из своих собственных переживаний, не учитывая переживания ребёнка, не понимают, что они оказывают негативное влияние на дальнейшее его развитие.
К сожалению, не существует универсальной «технологии» воспитания детей, и мы не можем получить совета на все случаи жизни. Очень важным для детей является воспитание чувства ответственности и самостоятельности. Если заласканного мальчика не увлечь каким-то мужским делом (видом спорта, он не сможет в дальнейшем стать авторитарным человеком в мужском коллективе.
Сыновьям властных матерей – семейных лидеров – грозит такая же беда! В их сознании закрепляется образ отца, как мужчины, играющего подчиненную, пассивную роль. В дальнейшем это также скажется на формировании мужских черт характера, линии поведения. Известно, что мальчики, родители которых полностью блокируют упрямство и негативизм ребёнка трёх – четырёх лет, то есть блокируют проявление формирующегося «Я», в дальнейшем оказываются женственно мягкими, зависимыми.
Мальчики, лишенные достаточного общения с отцом, став взрослым, и, как правило, испытывают затруднения в исполнении отцовских обязанностей. Воспитываясь без отца, они могут усвоить женский тип поведения, но за норму мужского поведения принимают грубость, агрессивность, жестокость. Перед ребенком, будь то мальчик или девочка, всегда должен быть положительный пример для подражания. Прекрасно, когда у ребёнка есть свои планы и намерения, свои интересы. Ребенок имеет право быть любимым родителями таким, каков он есть.
Родительская забота иногда для ребенка имеет назойливый при-вкус, выглядит вмешательством в его дела. Чувствуя ущемленную свободу действия и выбора, он вместо благодарности испытывает раздражение. Не количество, а качество вместе проведенного времени имеет решающее значение.
Наше государство оценивает воспитательную роль родителей как их важную общественную и гражданскую обязанность. Особенно велико значение семьи в воспитании маленьких детей; под руководством родителей они овладевают начальными представлениями об окружающем мире. Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих возможностей, стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитировать различные виды труда. Важная задача родителей – не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными трудовыми 70
умениями и навыками, разъяснение роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде – все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу.
В российских семьях накоплен положительный опыт успешного воспитания детей в соответствии с требованиями общества: формирования у них любви к Родине, основ нравственного поведения.
Важная роль в этой работе принадлежит педагогам дошкольных учреждений. Стремясь к установлению единства и взаимодействия воспитательных воздействий на ребенка в семье и детском саду, они осуществляют педагогическое просвещение родителей, оказывают им практическую помощь, воспитатели ведут большую работу с семьей, добиваясь единства общественного и семейного воспитания. Успешным воспитание детей в семье может быть лишь тогда, когда родители ясно понимают его цель и задачи, пути и средства их осуществления. Это необходимо для установления единства воспитательных воздействий в семье и детском саду. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи : равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т. п., но и духовные потребности.
Родители должны иметь авторитет в глазах ребенка, без этого воспитание невозможно. На чем основан родительский авторитет? Основой родительского авторитета является гражданское лицо родителей, их жизнь, работа, поведение, чувство ответственности за свою семью перед обществом. Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с семейными обязанностями, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей, умело, и тактично руководят их жизнью и развитием — все это относится в равной мере и к матери, и к отцу.
Заключение.
Консультация для родителей не является «одиночным выстрелом» в работе педагога. Это целый ряд консультаций и бесед на протяжении всего дошкольного детства, которые помогаю родителям ориентироваться в потоке информации, быть в курсе развития ребенка и его побед в детском коллективе, способствуют пониманию возрастных особенностей дошкольника.
А. С Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ре-бенка только тогда, когда вы разговариваете, или поручаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома».
Литература
1. Педагогика: Учебное пособие, 2-е изд., переработанное и до-полненное – М. : Высшая школа, 1990 – 576 с.
2. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джурин-ский - М. : Педагогика, 1988 – 416 с.