Анастасия Глуздакова
Консультация для родителей «Что такое эмоциональный интеллект ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста — это способность к пониманию своих эмоций и переживаний других людей, умение управлять своим эмоциональным состоянием.
Некоторые проявления эмоционального интеллекта у дошкольников:
• Осознавание собственных эмоций и распознавание эмоциональных проявлений других людей. Ребёнок может воспринимать и идентифицировать эмоции по выражению лица, тону голоса и другим проявлениям.
• Расширение словарного запаса, ребёнок способен описать некоторые чувства и состояния словами.
• Проявление сочувствия и эмпатии: ребёнок беспокоится, если кому-то рядом плохо, испытывает симпатию к более слабым существам — младшим детям, животным.
• Появление навыка контроля над эмоциями: ребёнок знает, когда уместны эмоциональные проявления, а когда нет, учится сдерживать свои чувства.
• Умение выстроить причинно-следственные связи появления положительных или отрицательных эмоций у себя и окружающих. Формируется осознание взаимосвязи между эмоциями и поведением.
Для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста можно использовать следующие методы:
• Обеспечение комфортного режима дня.
• Двигательная нагрузка: физкультминутки, спортивные игры.
• Телесно-ориентированные методы, психогимнастика.
• Игротерапия: сюжетно-ролевые, коммуникативные и другие игры.
• Арт-терапия: рисование, лепка, работа с природными материалами и др.
• Сказкотерапия, игры-драматизации, образные игры, интерактивные беседы.
• Применение наглядных пособий: изображений, видеосюжетов, схем и пр.
Рекомендации для родителей о развитии эмоционального интеллекта ребёнка 5–6 лет:
• Обсуждать с ребёнком эмоции и причины их возникновения. Открыто выражать свои чувства и не запрещать это делать ребенку.
• Проговаривать вслух эмоции ребёнка. Например: «Похоже, тебе сейчас очень весело» или «Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен».
• Показывать свои чувства. Когда ребёнок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами.
• Побуждать ребёнка анализировать своё состояние. Когда у ребёнка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы: «Тебе весело или грустно?» или «Интересно или скучно?».
• Использовать специальные игры для развития эмоционального интеллекта. Например, «История одного шарика» (научит ребёнка расслабляться, подстегнёт работу его воображения, поможет анализировать собственные переживания, «Угадай эмоцию» (с помощью мимики нужно изобразить какую-либо эмоцию и попросить ребенка угадать, что вы показываете).
• Проводить арт-терапию. Слушая сказки, ребёнок знакомится с различными вариантами проявления эмоций, учится сопереживать героям. Также развить эмоциональный интеллект ребенка можно при помощи рисования (особенно красками) и музыкотерапии.
Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и нужно чутко относиться к его реакциям на нововведения в развитии, предоставляя многообразие вариантов и уважая выбор.