Юлия Буслаева
Консультация для родителей «Что посеем, то и пожнем»
▼ Скачать + Заказать документы
Кого растить в этом новом для нас мире: агрессивных, беспощадных, хитрых детей, чтобы локтями растолкали в случае чего? Или добрых, открытых, щедрых, способных помочь другому в трудную минуту?
Почему один ребенок останется равнодушным, а другой-не пройдет мимо сломанного растения, брошенного котенка, уступит место старику? Потому что у второго развиты нравственные потребности.
Этому человеку не будет хорошо и спокойно, если плохо кому-то другому. Из всей системы человеческих потребностей нравственные выделяются своей уникальностью. Первое качество-это полное их слияние с понятием доброта. То есть потребность делать добро во имя блага людей, демонстрировать расположение и совершать полезные поступки. Второе уникальное качество - альтруизм. Все остальные потребности ребенка, как и взрослого человека, направлены на себя, например, потребности в пище, защите, общении, развитии. И только нравственные потребности связаны с тем, что ребенок тратит свои силы, время, энергию, тепло души на других.
Темочки:
К доброму человеку всегда тянутся люди. А быть нужным - одно из условий человеческого счастья. Сколько в человеке доброты - столько в нем и человека. На добрых людях мир держится. Что же нужно для решения такой важной родительской задачи, как воспитание нравственных потребностей?
1. Понять важност этой задачи для самих себя, для своей семьи.
2. Развивать в самих себе эти потребности.
3. Знать, какими методами формировать их.
С появлением у первобытных людей духовной культуры появились такие понятия, как ответственность, совесть, долг. Тогда же появились первые запреты. Что же мешает нам, родителям, пройти путь воспитания добры людей? У ребенка потребность в людях развита очень сильно. Она врождённая, инстинктивная. Он кричит от страха, оставшись один, и быстро успокаивается, услышав голоса. Если рядом люди говорят добрыми голоса ми, ласково, малыш спокоен, уверен в своем благополучии. Ребенок может расплакаться от крика, обращённого не к нему. Он изначально верит людям, стремится к ним. Укрепить эту потребность, развить любовь и веру в людей, научить понимать каждого человека - вот задача семейного воспитания, гармонично развитых родителей.
Есть ошибки, совершаемые на этом пути многими родителями.
То ошибка делить людей на плохих и хороших. Такая установка сразу подрывает веру ребенка в людей, сразу даёт разрешение поступать в отношении людей по-разному. Это разрушает целостность личности: значит, с одними людьми нужно быть таким, а с некоторыми - другим.
Это вызывает мучительные вопросы: как оценить человека, как разобраться, как относиться? Ответ родителей должен быть такой : "Всех людей нужно уважать, ко всем нужно хорошо относится".
А как быть с теми, кто совершил неблаговидный поступок? Объясняете детям, что за человека нужно бороться, ему можно помочь, что у людей бывают ошибки. Очень часто борьба идёт не против поступков людей, а против них самих. Учите детей прощать.
Ошибка, связанная с разделением людей на своих и чужих. Например, ребенок жалуется маме на то, что его поругала Сережина мама за то, что он касался на дереве. Мама возмущается и сообщает сыну:"У тебя есть своя мама, а чужую маму нечего слушать, пусть она своего Серёжу воспитывает". Или ситуации, когда родители свои взрослые проблемы пореносят на детей. Такая мама, поссорившись с соседкой, говорит: " Ты, доченька, с Людмилой Ивановной больше не здоровайся, и с Люсей ее не играй!"
С первых минут необходимо воспитывать уважение к человеку любого возраста, любого звания и профессии, любой национальности. Нет чужих людей, а есть незнакомые, непознанные нами. Нарушение этих правил бумеранго возвращается к самим родителям в виде грубости, чёрствость, невнимательности, равнодушия, а то и жестокости. И, наоборот, соблюдение грамотного подхода в развитии нравственных потребностей не породит из ребенка лентяя, вора, пьяницу или хулигана.