Юлия Андрианова
Консультация для родителей «Что должен знать и уметь будущий первоклассник»
▼ Скачать + Заказать документы
Первый класс — волнительное время не только для новоиспечённого ученика, но и для его родителей. Все хотят видеть своего ребёнка счастливым и успешным. А вот перспектива, что малышу будет в школе тяжело, пугает. Чтобы помочь ребёнку привыкнуть к школе, родители стараются научить его всему заранее. На самом деле знать всё на свете еще до поступления в школу совсем не обязательно.
Публикация «Консультация для родителей „Что должен знать и уметь будущий первоклассник“» размещена в разделах
Большинство школ особых требований не предъявляют, проверяя только общий уровень подготовки и развития ребенка. Обычно такие тестирования проводятся в формате беседы с будущим учителем и состоят из простых вопросов и заданий. Задача такого «собеседования» – познакомиться с ребёнком, создать представление о будущем ученике.
«Главный фактор готовности к школе —
это то, что ребёнок хочет туда идти»
Как родителям понять, что ребёнок уже готов к школе?
1. Он хочет учиться и готов примерить на себя роль ученика. При отсутствии такой мотивации всё остальное уже не имеет значения.
2. Он готов физически. Ему предстоит по 40 минут сидеть на уроке. Если он не в состоянии спокойно сидеть в одном положении столько времени, то не сможет и сконцентрироваться на рассказе учителя или выполнить полученное задание.
3. Он готов социально — умеет взаимодействовать с посторонним взрослым, со сверстниками. Сложно представить жизнь в школе, если ребёнок этими навыками не обладает.
Вы можете сказать, что сегодня этого не достаточно. Например, современный ребенок, идущий в первый класс, желательно должен уметь читать. Чего совсем не требовалось ранее.
Так, что же должен знать и уметь будущий первоклассник?
Условно знания и умения можно разделить по следующим направлениям:
• общий кругозор;
• знания об устройстве окружающего мира;
• базовые навыки счёта;
• развитие речи.
Но, поскольку объем знаний достаточно большой, то будем знакомить вас с ними по частям.
Итак, ближе к 7 годам ребенку нужно без запинки называть:
- своё имя, фамилию и отчество;
- свой возраст и дату рождения;
- фамилию, имя и отчество родителей, их профессию и место работы;
- имена других членов семьи, и кем они ему приходятся;
- свой домашний адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру и номер домашнего телефона (если есть);
- страну, в которой живёт, и её столицу;
- основные достопримечательности своего города/посёлка/деревни (на самом деле далеко не каждый старший дошколёнок может их назвать);
- основные цвета и их оттенки;
- части тела человека;
- предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
- профессии, виды спорта;
- виды наземного, водного, воздушного транспорта;
- известные русские народные сказки.
Помимо этого будущий первоклассник должен знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Все нужные знания будущий первоклассник может получить лишь при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении окружающего мира. Поэтому как можно чаще общайтесь со своим ребёнком, отвечайте обязательно на его многочисленные "почему" и постарайтесь, чтобы он овладел всеми знаниями из вышеперечисленного списка.
1. Я и моя семья
* Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
* Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
* Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
* Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
* Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие ещё страны ты можешь назвать?
2. Природа
* Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
* Назови известные тебе цвета.
* Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
* Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелётных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?
3. Время и пространство
* Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
* Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в сутках?
* Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звёздами? Измерять вес? Узнавать температуру?
* Покажи, где находится «право», а где «лево».
4. Профессии
* Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьёт одежду? Играет в кино и театре?
5. Искусство и спорт
* Какие ты знаешь летние виды спорта? Какие ты знаешь зимние виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
* Каких известных писателей и поэтов ты знаешь? Назови композиторов, которых ты знаешь? Что делают композиторы? Назови художников? Какие бывают виды живописи?
6. Правила безопасности
* В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?
7. Мотивация
* Почему нужно учиться? Зачем ты идёшь в школу?
Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребёнка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.
Логика и мышление
Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.
К первому классу хорошо бы уметь :
- отвечать на вопросы на общее развитие;
- находить различия на двух картинках;
- выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т. п.);
- находить закономерности;
- решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.
Чтение и речь
К 6-7 годам ребёнок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений, читать короткие предложения и понимать их смысл. А ещё самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.
Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.
Математика
К первому классу у ребёнка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.
Для него не составляет труда сравнить пирамиду с шаром по форме, длине, ширине, высоте.
Если ваш ребёнок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача — помочь дошкольнику развить ключевые способности, загореться желанием развиваться и узнавать новое.
Ваша заинтересованность и участие помогут ребёнку прокачать слабые стороны и прийти в первый класс подготовленным и уверенным в себе.