Помитун Алевтина
Консультация для родителей «Что делает психолог в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто такой педагог - психолог и что он делает в детском саду?
Все родители знают, чем занимается детский врач, логопед, воспитатель. А кто такой педагог - психолог? Нужен ли он ребенку? И если нужен, то чем он будет заниматься? Попробуем ответить на эти вопросы.
Публикация «Консультация для родителей „Что делает психолог в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Педагог-психолог – это специалист с высшим психологическим образованием, работающий в детском саду или школе. Педагог-психолог не владеет медицинским образованием, а значит, не ставит диагнозы и тем более не назначает лечение (как, например, психиатр или невролог). Если педагог-психолог подозревает причину проблем у ребенка именно в области медицины, то он может только порекомендовать и направить родителя к нужному врачу.
Педагог-психолог занимается детскими проблемами. Вот как можно кратко обозначить все его рабочие функции. Но если мы постараемся расширить эту формулировку, то станет ясно, что только детскими проблемами педагог-психолог заниматься не может.
Работа с ребенком всегда начинается с. работы со взрослыми. Ведь именно от них, воспитателей и родителей, педагог-психолог может узнать всю необходимую информацию, которую он не сможет получить от ребенка. От того, насколько взрослые готовы к сотрудничеству и заинтересованы в решении проблем ребенка, зависит если не всё, то очень многое. Чем больше педагог-психолог будет знать о ребенке и его жизни, чем точнее он сможет определить причину проблемы и найти оптимальное решение.
Однако психолог – это вовсе не палочка-выручалочка, которая вмиг решит все вопросы. Задача психолога – помочь ребенку в преодолении трудностей на его жизненном пути, а также суметь найти совместно с родителями и педагогами причины этих трудностей и пути их решения.
Таким образом, психолог дает рекомендации, сопровождает, помогает распутать клубок проблем, но ни в ком случае не делает что-то за ребенка или взрослого. Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (учителю-логопеду, врачу, семейным психологам и т. п.).
Родители, которые обращаются к педагогу-психологу, часто волнуются, что информация станет известна другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Информация, полученная в ходе консультации или обследования, будет использована психологом только на благо ребенка и его семьи.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают согласие на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право от него отказаться, как сразу, так и по истечении времени. В этом случае работа с ребенком (диагностика и коррекционно-развивающие занятия) возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи работы:
1. Выявление причин нарушений в познавательной, эмоционально-волевой и личностных сферах ребенка путем диагностического обследования;
2. Разработка и реализация индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционно – развивающих программ с целью разрешения трудностей у ребенка;
3. Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана;
4. Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
5. Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, психологическая подготовка к школе, отслеживание динамики развития;
6. Оказание консультативной помощи родителям и педагогам;
7. Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса и включает в себя следующие компоненты:
1. Оказание психологической помощи детям :
• Психологическая диагностика;
• Коррекционно – развивающая работа;
• Психологическое сопровождение ребенка.
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей :
• Консультирование по проблемам развития;
• Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы;
• Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей.
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
• Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
• Психологическое просвещение;
• Взаимодействие с другими узкими специалистами (в нашем саду это - учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО).
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам.
Что же делает психолог в ДОУ на каждом возрастном этапе развития детей?
Возрастная группа Что делает педагог-психолог
Группа раннего возраста
(2 - 3 года) • сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка;
• ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы и медицинским работником;
• адаптационные групповые занятия, игры с детьми, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения;
• консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка;
• консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода.
Младшая группа
(3 - 4 года) • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии;
• сопровождение процесса адаптации детей, не посещавших ясли, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка;
• индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка;
• консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком.
Средняя группа
(4 - 5 лет) • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка для ППк и ТПМПК.
• индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей;
• коррекционно-развивающие занятия по необходимости (индивидуальные, подгрупповые);
• индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики;
• консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком;
Старшая группа
(5 - 6 лет) • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей;
• коррекционно-развивающие занятия по необходимости (индивидуальные, подгрупповые, групповые);
• индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики;
Подготовительная группа
(6 - 7 лет) • групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности;
• индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в групповом режиме показал недостаточные результаты);
• индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики;
• консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком;
• коррекционные, развивающие занятия с детьми по подготовке к школе;
• итоговая диагностика готовности к школе детей (результаты заносятся в медицинские карты).
Уважаемые родители! Если вы испытываете трудности в воспитании ребенка, замечаете у него определенные проблемы или просто хотите узнать, нормативно ли он развивается, то я приглашаю вас на консультацию!
Консультации проводятся только по предварительной записи. Записаться вы можете через воспитателя или связавшись со мной по телефону (он вывешен на двери кабинета).