Оксана Иванова
Консультация для родителей «Авторитет родителей для ребенка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с особенностями детской психологии, для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей существует как бы изначально и непререкаем. Малыш особенно сильно нуждается в родителях, только рядом с ними он чувствует себя защищенным. Родители для него становятся «персональными богами», с которыми малыш неразрывно связывает себя – то есть, все изменения в собственной жизни малыш объясняет исключительно действиями родителей, а все изменения в жизни мамы и папы – исключительно своими «заслугами». Папа и мама для него «самые, самые» — красивые, умные, смелые и т. д. В спорах дошкольников наиболее веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. А. С. Макаренко писал, что для ребенка первых лет жизни «. самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом».
Публикация «Консультация для родителей „Авторитет родителей для ребенка-дошкольника“» размещена в разделах
С течением времени новые люди будут входить в его жизнь, у него будут появляться свои интересы, и, он уже будет подвергать сомнению все, что мама с папой говорят ему. И даже более того, мнения окружающих людей очень часто будут влиять на его поведение. Тогда и начнется потеря доставшегося легко авторитета. Не следует резко и безапелляционно отзываться о друзьях сына или дочери и о том, что входит в круг его интересов. Ведь такие действия могут привести к полной потере авторитета в глазах подрастающего малыша.
Ответственные родители думают о своем авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае, не разрушать недостойным поведением, понимают, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не задумываясь о последствиях, по поводу и без повода в присутствии детей высмеивают, оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно часто это делается по отношению к отцу. Схема такова: отец, от страха или большой занятости или, может, просто от нежелания, не участвует или почти не участвует в воспитании и развитии ребенка с самого рождения. И тут-то важна роль женщины. Если, она сразу «взвалит» весь груз забот о малыше на себя, будет генератором, и исполнителем идей, не допуская папашу, и не стараясь его в это втянуть. Да еще и унижая руганью его перед малышом, каждый раз напоминая всем вокруг, какой же папа плохой, не заботливый, безответственный, и, вообще, … (тут уже проявляется фантазия женщины в использовании своего словарного запаса и ненормативной лексики, то это, в конце концов, принесет свои плоды, и ребенок вскоре начнет говорить то же самое и, соответственно, так же думать. Это подорвет еще не сформировавшийся «в глазах» ребенка авторитет папы, который восстановить будет очень сложно, а порой и невозможно. И вот тогда в семье появляются понятия «жесткой» мамы и слабого папы. Ребенок это быстро понимает и начинает манипулировать родителями. Ведь мама хоть и строгая, но она же мама и все равно, в итоге, пожалеет. А папа – не указ, потому что он плохой (так ведь мама постоянно говорит и значит, так оно и есть).
Социологические исследования показывают, что многие дети-школьники ставят роль отца на третье, четвертое место при решении таких вопросов, как «С кого бы ты хотел брать пример?», «Кому бы доверил свою тайну?». Мать, братья, дедушки, бабушки, сверстники часто оцениваются как авторитеты выше, чем отец.
Исследования показывают, что мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к «второстепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько меньше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.
Давайте рассмотрим еще одну довольно типичную проблему для многих семей. Когда родители, особенно мамы, ссылаются на то, что они не являются для своего ребенка авторитетом, что с ребенком может справиться только отец или дедушка с бабушкой. По сути, родители перекидывают ответственность воспитания ребенка друг на друга. В итоге, им никто не занимается, ребенок предоставлен сам себе.
С моей точки зрения, родителям просто необходимо искать общий язык со своим ребенком, чтобы понимать его. И тогда больше не возникнет ощущение бессилия и растерянности перед его очередной истерикой. Ведь кто, как ни родители больше всего проводят время со своим ребенком. Найти подход и постараться понять свое чадо – задача каждого родителя.
Куда исчезает авторитет у ребенка к одному из родителей?
Причинами такого пренебрежения со стороны ребенка могут быть :
Первая причина - когда кто-то из родителей постоянно занят, на работе, и не проводит с малышом достаточно времени. Что происходит в таком случае? Ребенок сам по себе, часто бывает один и со временем, когда он подрастет, замечания им больше не будут восприниматься. Справиться с ним становится очень сложно.
Все мы знаем, что сначала воспитание малыша сводится к совместным играм и занятиям, во время которых малыш познает окружающий мир и некоторые правила поведения. И ребенок начинает осознавать, что мама или папа это тот, кто все знает, всегда защитит, поможет. Если этот период не пройден, ребенок не проводил с родителями достаточно времени, авторитет исчезает. Когда ребенок выходит из-под контроля, наступает момент, когда никто не хочет уступать, искать контакт с ребенком и в ход идет угроза авторитетом другого родителя или воспитателя. Уклоняясь от ответственности за воспитание, родитель уходит в сторону, уступая место более авторитетному.
Вторая причина потери авторитета, это когда родитель идет на поводу у малыша, выполняя его прихоти при первой истерике. Не забывайте, что дети - это отличные психологи и могут очень часто манипулировать взрослыми людьми. В первую очередь они тренируются на своих родителях. Порой дети доводят родителей до предела терпения, тем самым, узнавая границы, до которых можно шалить, требовать свое, истерить. Так малыш осознает рамки своей самостоятельности.
Не стоит давать, покупать, делать то, что малыш хочет, в данную минуту или по первому требованию. Упустив момент в самом начале этих проб, наверстать упущенное уже сложно, но можно.
Как вернуть потерянный авторитет?
1. Начните больше проводить время с ребенком, занимайтесь, играйте, гуляйте, читайте с ним.
2. Если малыш начинает истерить, требуя что-то получить, попытайтесь поговорить с ним. Разговаривайте с ребенком на доступном ему языке, почему вы не можете это ему дать сейчас.
3. Постарайтесь не обращать внимания на плохое поведение ребенка, когда он хочет этим чего-то от вас добиться.
4. Покажите ребенку, как вы расстроены, выразите словами свое отношение к его плохому поведению. Если вам удастся подобрать правильные слова, то ребенок обязательно поймет, что огорчил вас, и постарается вести себя хорошо.
5. Если ребенок игнорирует вас, займите его внимание, заинтересуйте тем, что его привлекает.
6. Будьте рядом, уделите время, когда ему нужна в чем-то ваша помощь или руководство.
Как видите, завоевание авторитета у своего ребенка – довольно кропотливая и каждодневная работа. Зато, если вам все же удастся найти общий язык со своим чадом – ваша семья будет очень счастлива, а дети не забудут вас, когда вы уже не будете такими молодыми! Ради этого, наверное, стоит постараться.